Сотрудник музея — Наталья Козловская — приняла участие в образовательной поездке по программе «Миграция и город» при поддержке Посольства Франции в России и Мэрии Парижа. Стажировка проходила с 12 по 18 мая в Париже и Руане и была организована французской ассоциацией D’EST. Восемь человек из восьмидесяти были отобраны на конкурсной основе, чтобы познакомиться с тем, как Франция адаптирует мигрантов в социокультурном аспекте.
Главная цель поездки — изучение представителями администраций районов, работниками домов культуры и музеев, активистами, социально ответственными девелоперами и архитекторами из разных городов России французского опыта по вопросам города и миграции, городских практик по интеграции мигрантов и беженцев на местном уровне.
Поездка включала ряд встреч, семинаров, визитов, лекций, дискуссий и экскурсий со специалистами по выбранной тематике.
Программа началась с приема в мэрии Парижа, где участники провели две интересных и плодотворных встречи.
Руководитель отдела интеграции беженцев — Сесиль Минэ — рассказала о существующих проблемах и путях их решения. С 2015 года во Франции огромный наплыв беженцев, только в 2018 году было официально подано более 120 тысяч заявок на получение официального статуса, в том числе 20 тысяч дети. Новая тенденция — несопровождаемые несовершеннолетние, которых Франция защищает по закону о детях (до 18 лет). Иногда, при отсутствии документов, трудно доказать и подтвердить реальный возраст такого беженца. Самая главная проблема — расселение и язык. Ежедневно несколько тысяч ночует на улицах Парижа. Государство строит специальное социальное жилье, дома дневного пребывания, пункты для мытья, выдачи одежды и медицинской помощи, но этого не всегда достаточно. Продуктовые магазины и рестораны остатки еды и списанные товары отдают нуждающимся, поэтому в Париже практически невозможно остаться голодным.
По статистике только 30% приезжающих получает официальный статус и набор прав и возможностей. Те, кто не смог получить статус не депортируются, а продолжают выживать, но официально не числятся на территории Франции, фактически становясь «невидимыми» с юридической точки зрения. В политическом дискурсе часто используется фраза «интеграция мигрантов», но в общественном понимании она не допустима, возможна только инклюзия! Важным аспектом является запрет этнической статистики во Франции, поэтому любая информация с выкладкой по национальностям, отсутствует.
Система в целом построена так, что в Париже работает более 70 тысяч некоммерческих организаций, где 80% сотрудников работают волонтерами. Именно эти организации помогают мигрантам и беженцам помимо решения основных социальных проблем для других целевых групп. Волонтерство во Франции в крови с детства, люди стремятся быть полезным обществу! Ярким подтверждением этому стал пример о готовности более 12 тысяч французских семей разделить жилье с мигрантами. Такую инициативу реализовала ассоциация Singa, разработав интернет-платформу, где жители Франции, готовые размещать у себя беженцев, оставляли заявки, а нуждающиеся находили себе дом. Безусловно, такие явления происходят исключительно в рамках закона, на основе юридического договора между двумя заинтересованными сторонами и под четким контролем ассоциации, поэтому случаи с негативным опытом быстро разрешаются.
Для молодежи в возрасте от 16 до 25 лет есть так называемый «гражданский сервис», когда молодой человек может работать в государственной структуре или организации, получать определенный практический опыт и государство за это будет выплачивать небольшую заработную плату. Часто такие люди работают с мигрантами. На пример, в библиотеке имени Франсуазы Саган, организованы курсы французского языка, которые проводят молодые люди, работающие в рамках «гражданского сервиса». В то же время, мигранту или беженцу при подаче резюме на работу необходимо предоставить мотивационное письмо, что порой является ключевым барьером.
Классической библиотеке приходится подстраиваться под новые запросы общества, а международная ассоциация «Библиотека без границ», которая работает в 48 странах и охватывает более 6 миллионов человек видит своей миссией донести знания до тех, кому они не доступны. Мировая статистика гласит, что в среднем, если человек попадает в обойму лагерей беженцев, то проводит там 17 лет. Мобильные библиотечные комплексы открываются в разных точках мира и дают людям не только доступ к книгам, но и юридической и психологической помощи, интернету, такой доступ основан на принципах цифровой инклюзии.
Во Франции в 2012 году был создан Национальный музей истории иммиграции, который прежде всего ориентирован не для работы с мигрантами, а для просвещения местного населения по вопросам миграции. По статистике каждый четвертый во Франции имеет дедушку или бабушку мигранта, но не все это помнят и признают. Миссия музея — рассказывать об истории миграционных процессов, а также подготовить педагогов для работы в школе. За год музей обучает более 2000 учителей для работы в образовательных учреждениях по вопросам миграции. На базе музея ежегодно вручается книжная премия за лучший роман на миграционную тему.
Встреча с ассоциацией Ticket d’Dntree раскрыла особенности посещения музеев и театров неграмотными (не умеют читать, писать) мигрантами. Сотрудники ассоциации готовят программы подготовки, объясняющие как и зачем посещать музей. В понимании многих мигрантов Лувр — это станция метро и про музей они никогда не слышали, а придя туда спрашивают, зачем вы показываете нам поломанную (без рук) женщину и фотографии (картины)? Такие походы бесплатны и поддерживаются министерством культуры и городом! Организации культуры часто выделяют квоты на льготное посещение мигрантами выставок, концертов, спектаклей, но некоторые площадки (например, Опера) отказываются от этого. Главная миссия — показать мигрантам, что Париж — это также и ваш город, а Лувр-это также и ваш музей!
Необычные исследования на тему миграций проводит ассоциация Echelle Inconnu, базирующаяся в Руане. Руководитель этой организации — Стани Камбо (архитектор, режиссер) считает, что политики, урбанисты, чиновники, архитекторы видят город, как карту или кадастр и не учитывают человеческие и творческие дискурсы, которые проходят там. Если у беженца нет собственности он как бы за рамками города, вне карты, но фактически существует в реалиях города.
Сегодня мода насаждает образ успешного кочевого стиля жизни для молодого поколения — мир, твоя игровая площадка, проснись в Нью-Йорке, засни в Сиднее — гласит реклама. При этом, «кочевые» трудовые мигранты всячески отвергаются. Одновременно существуют две модели города — чтобы освободить место нужно выселять (поселения беженцев и цыган сносят бульдозером), но чтобы строить и расширять город нужно привозить людей (трудовых мигрантов). Парадокс в том, что Франция зачастую тратит огромные деньги на снос лачуг и поселений, но не использует эти ресурсы на помощь людям.
Еще один исследователь — Себастьен Тьери, представляющий центр исследования городских ресурсов Perou, заставил задуматься о том, как важно предпринимать попытки не просто дать людям жилье, а вписать в контекст города, помочь создавать социальные и культурные связи.
Любой город имеет историю, которую, в том числе, создавали за счет миграционных потоков. В истории стоит искать вдохновение для выстраивания города будущего, посмотреть на миграцию, как базу для развития территории.
Конкретные практические кейсы всегда вдохновляют больше, чем просто исследования и теория. С 2012 года в Париже существуют мастерские для художников в изгнании, членами которых являются почти 200 творческих личностей. Эта ассоциация предлагает помещения, материалы, инструменты, юридическую и языковую помощь творческим мигрантам — художникам, певцам, танцорам, актерам, стендаперам, киносоздателям. Там у них есть возможность творить, репетировать, проводить концерты. В творчестве происходит реабилитация от страхов войны, ужаса потерь. Директор ассоциации — Жудит Деполь — отметила, что часто женщинам из восточных стран — Франция это шанс к свободе и выходу из под гнета мужчин, а мужчинам сложнее, им трудно перестроится и понять, что женщиной во Франции нельзя командовать!
Успешный нетривиальный пример вовлечениях мигрантов на базе их профессионального опыта — фабрика кочевников, чья цель дать возможность мигрантам с опытом не менее десяти лет в декоративном искусстве и ремеслах, не потерять навыки и скатиться до низкоквалифицированной трудовой силы, а вписаться в экономику этой сферы. Часто, люди, имеющие профессию, направляются на работу, не требующую особых знаний, они деградируют, теряют самооценку, им стыдно перед своими детьми. Фабрика предоставляет возможность учиться и создавать произведения из дерева, стекла, глины, металла, тканей, шерсти. Мигрант работает в паре с известными французскими дизайнерами-волонтерами, совместно они создают новый продукт двух культур, устраивают выставки, продают. Отдельным направлением является проведение творческих мастер-классов для французов. Директор ассоциации — Инес Месмар -видит в мигрантах не бремя, но и полезный ресурс для страны. Ярким примером стала одна из участниц фабрики — стеклодув из Алжира, которая заняла первое место в конкурсе ремесел от мэрии Парижа!
Еще одна ассоциация Join hands вовлекает приезжих мигрантов во французскую жизнь через занятия спортом. Они проводят спортивные занятия и матчи, где большая часть мигранты. Играя в футбол в команде, человек отвлекается от бед войны, одиночества, чувствует единение и вкус победы и находит новые смыслы, чтобы начать жизнь с чистого листа!
Ассоциация Good Chance Theatre видит в искусстве танца, театра и акробатике мощную силу объединения людей. Группа волонтеров устанавливают огромный шатер в неблагоприятных районах, где много беженцев и мигрантов и зовут их участвовать в постановках и тренировках. Участники говорят, что там они заново рождаются в хорошем смысле, а на улице в плохом смысле.
Мэрию одного из таких городков, который густо заселен мигрантами, участники стажировки посетили в Клиши-Су-Буа, где заместитель мэра и представители ассоциации Asti делились опытом расселения и обучения мигрантов. В этом месте проводится активная реновация жилого фонда по государственной программе. Жилью, построенное в 1960-х годах считается ветхим, аварийным и не пригодным для жилья. Высотки и дома, похожие на хрущевки, в которых в России живет большая часть граждан, сносятся. Иногда в трехкомнатной квартире проживает до 17 человек мигрантов, но когда жилье сносят, всем обязаны предоставить новое.
Исследовав тему мигрантов и беженцев во Франции, перед глазами сложилась очень сложная картина. Стало ясно, что невозможно воспринимать этот процесс однозначно. История каждого приехавшего индивидуальна. Кто-то во взрослом возрасте, не умея писать и читать, приезжает в Европу и хочет закрепиться там, другие, имея высшее образование и хорошую работу, бежали от войны и стали заложниками ситуации в чуждой стране, где у них нет ни языка, ни работы, ни жилья, ни социальных связей. Любому трудно начинать жизнь с чистого листа.
Иногда складывается ощущение, что мигранты имеют большие привилегии и льготы, чем жители Франции, особенно в посещении культурных институций и получении жилья. Это, конечно, вызывает противоречивые настроения, но жизнь идет вперед , а местным жителям нужно выстраивать контакты и с приезжими. Есть мнение, что мультикультурализм носит конфликтный характер, а интеркультурализм способствует взаимопониманию и проникновению культур. Франция никогда не будет прежней, но сможет ли она обратить угрозы в возможности и создать инклюзивное общество — большой вопрос?!