24 февраля состоялась рабочая встреча воспитателей и учителей, темой которой на этот раз стала отчетность и диагностика как важная часть реализации программы «Здравствуй, музей!» в Петрозаводске.
На встрече присутствовали воспитатели из дошкольных образовательных учреждений № 2, 12, 20, 34, 35, 86, 102, 111, а также учителя начальных классов из Финно-угорской школы, школы № 27 и гимназий № 30 и № 37. Все эти учреждения уже на протяжении многих лет реализуют совместно с Музеем изобразительных искусств РК многоуровневую музейно-педагогическую программу «Здравствуй, музей!».
В рамках встречи удалось обсудить проблемы реализации педагогической программы «Здравствуй, музей!» и диагностических мероприятий в рамках новых образовательных стандартов (ФГОС), договориться о приемлемых и удобных формах отслеживания динамики художественно-творческого развития ребенка, что, в конечном итоге, и является целью проведения диагностики.
По результатам встречи были приняты решения:
— рассматривать открытые уроки и занятия, проводимые по программе, как одну из основных форм отчета о реализации программы на базе образовательных учреждений;
— в качестве отчета о реализации программы на базе образовательных учреждений также необходимо составлять таблицу занятий (указываются темы занятий, прописанные в методических разработках, дата их проведения, а также проведенные/посещенные открытые занятия и уроки, посещения музея и т.д.);
— для мониторинга развития детей в рамках программы в конце учебного года (май) составлять отчет в письменно форме о наблюдениях учителя/воспитателя за развитием детей, группы/класса в целом, постараться отметить прогресс детей в области изобразительного искусства и культуры, их заинтересованность в той или иной теме;
Результаты диагностики – это материал для размышления о формах и интенсивности педагогического воздействия на личность учащегося и способах корректирования образовательного процесса.
В педагогической практике наблюдается дефицит диагностических методик, адекватных природе художественной деятельности и позволяющих учителю не только грамотно проводить мониторинг успешности художественного образования в целом, но и более эффективно проектировать процесс эстетического, художественно-творческого развития детей. Отсутствие диагностических данных приводит в результате к обесцениванию проведенной колоссальной работы! Мало кто, кроме воспитателей и учителей, работающих с детьми по программе, может оценить степень повышения их знаний в области культуры поведения и искусства, наблюдать и анализировать их эмоциональных отклик на произведения искусства или темы занятий!
Проблема диагностики в сфере художественного образования остается чрезвычайно актуальной, но это не значит, что стоит совершенно забросить данную область исследований в детском образовании.
После обсуждения рабочих вопросов все присутствовавшие отправились на экскурсию по международной выставке «Калевала. Современный взгляд» и смогли познакомиться с произведениями российских и финских художников, каждый из которых создал собственные уникальные интерпретации образов и сюжетов известного эпоса.
Трунова О.В.,
Методист отдела по работе с посетителями.