Перейти к содержимому

Музей изобразительных искусств Республики Карелия

«Мистерия Петербурга» — выставка выдающегося-реставратора, выразившего свою любовь к городу через объектив фотокамеры

С 23 января в Музее изобразительных искусств РК работает выставка «Мистерия Петербурга» Михаила Пикалова, выдающегося мастера-реставратора, вложившего частицу своей души в каждый памятник, к которому прикасалась его рука. Он был художником по призванию, многие петербуржцы знали его как талантливого фотографа, выразившего свою любовь к городу через объектив фотокамеры.

Фотограф-художник Михаил Пикалов обладал особым умением передать мистическое состояние воды, мягких сумерек, игру света. Тончайшая лирика секундного впечатления, мгновение, которое удалось остановить, неожиданная поэтичность привычного пейзажа, присутствие сердца и души во всем, что он делал, — вот основные составляющие его творчества.

Н. Пикалов, сын:
Он родился в деревне и вырос в Краснодарском крае, но отучился в Питере на философском. А взял в руки фотоаппарат только где-то в 47 лет. Конечно, он очень любил город. А так как занимался реставрацией, у нас был доступ на все городские высоты. Поэтому виды уникальны – благодаря погоде и тому, что снято с высоты такой.

В. А. Гусев, директор Государственного Русского музея:
У него был внимательный и добрый взгляд. Очень точный, цепкий и профессиональный взгляд поверх объектива фотоаппарата. Но иногда Миша смотрел почти по-детски растерянно и чуть тревожно, как бы спрашивая: «А все ли я делаю хорошо и правильно?» Он все делал хорошо и правильно. И талантливо. В его руках – с виду не слишком изящных и непривычных к деликатной, тонкой работе, – все выходило ладно, прочно, красиво. И фотографии, и фильмы, и возрождаемые к жизни дворцы и церкви. Он и сам был скроен ладно, красиво и прочно. Я знал его не так близко, но даже одной первой встречи было достаточно, чтобы понять раз и навсегда: рядом с тобой – человек надежный. Во всем: в работе, творчестве, дружбе. Казалось, что и в нем самом природой заложен огромный запас этой прочной надежности. Казалось…

Л. И. Соловьева, зам. по реставрации ГМП «Исаакиевский собор»:
Всегда такой сильный, спортивный, весёлый, в студенческие годы, когда хронически не хватало денег, он умудрялся на велосипеде добираться до Краснодарского края. Да и всю жизнь это был его любимый городской транспорт. Он всё успевал – работать, фотографировать, снимать видео. В общении – очень жизнерадостный человек, в работе – бесстрашный. Его фирма бралась за самые опасные задания. Вы заметили, как на Исаакиевском соборе к 300-летию засиял купол – это работа Мишиных специалистов. И на храме Спаса-на-Крови было много уникальных высотных работ… Вообще, к чему бы ни прикасалась рука Пикалова – все всегда получалось красиво и с душой.

А. Д. Боровский, зав. отделом новейших течений XX в. Государственного Русского музея:

Думаю, многие из нас не раз поймают себя на ощущении, что в зимних сумерках или в белую ночь им привиделась мгновенно узнаваемая фигура на велосипеде, уверенно выруливающем в потоке машин. Человек в ветровке, с камерой на шее и штативом под мышкой – Миша Пикалов, в любую погоду, дождь ли, снег, спешащий по своим делам. Он стал неотъемлемой частью города, для которого столько сделал как реставратор памятников архитектуры и как кино- и фотолетописец.

Пикалов, несмотря на огромные объемы работ, проводимых его фирмой, не походил на типичного реставрационного босса. Он все умел делать своими руками, каждый архитектурный объект знал на ощупь, считал его пульс, чувствовал его температуру. Поэтому, наверное, он более всех имел право снимать этот город, для него – воистину «знакомый до слез», «до прожилок» великих произведений архитектуры, многим из которых он продлил жизнь. Пикалов вырос в большого фотохудожника, чувствовавшего пластику города, неутомимого в поисках новых ракурсов (городские вертикали он знал как никто), способного, как губкой, смыть глянец с хрестоматийных красот, вернув им индивидуальность и содержательность.

Выставка «Мистерия Петербурга» работает до 22 февраля.

alt

Поделиться: