Перейти к содержимому

Музей изобразительных искусств Республики Карелия

К Дню музеев: новое открытие в коллекции Музея

В канун праздника, который отмечается 18 мая, Музей изобразительных искусств Карелии получил прекрасный подарок — благодаря неисчерпаемому любопытству сотрудников в постоянной экспозиции Музея удалось обнаружить портреты двух датских принцесс.

Постоянные посетители Музея изобразительных искусств Карелии и знатоки нашей коллекции давно знают, что в музейном собрании хранятся три произведения датской принцессы Марии Софии Фредерики Дагмар, принявшей православие под именем Марии Фёдоровны и ставшей сначала цесаревной, а затем и императрицей всероссийской. О каких же еще принцессах идёт речь? Расскажем всё по порядку!

Красивейший Аничков дворец был не только домом венценосной семьи Александра Александровича и Марии Федоровны Романовых, но и стал местом хранения их удивительной коллекции произведений русских и западноевропейских мастеров: живописные полотна, графические работы, предметы народного и декоративно-прикладного искусства плотно занимали стены и полки дворцового музея. Согласно списку предметов и фотографиям интерьеров в его залах было очень много керамических сосудов: кувшинов и пивных кружек рейнских мастеров. 12 предметов этого собрания сейчас находятся в постоянной экспозиции нашего Музея.

Одна из кружек и привлекла внимание музейных сотрудников. В описании предмета значилось, что на крышке сосуда есть медальон с изображением двух женских портретов и «неразборчивой надписью». Экспонат относится к 1699 году.

Сосуд из коллекции Музея изобразительных искусств Республики Карелия. 1699 г.

Для начала было принято решение разобраться с «неразборчивой надписью». Если Жану-Франсуа Шампольону удалось расшифровать египетские иероглифы, то с обычной латиницей мы должны были справиться!

С одной стороны крышки буквы сложились в слова небольшого девиза: «LA BEAUTE ET LE MERITE LES EGALE. 1699», с другой – они явно означали изображенных на медальоне персон: «LOUISE ET SOPH HEDW PR. DAN. NOR». И если первая фраза просто переводилась с французского языка: «РАВНЫ КРАСОТОЙ И ДОСТОИНСТВОМ», то вторая надпись требовала расшифровки. Оказалось, что эти дамы были двумя датскими принцессами: LOUISE – Луиза Мекленбургская (слева) и SOPH HEDW – София Хедвига Датская (справа).

Принцесса София Хедвига была дочерью короля Дании и Норвегии Кристиана V, а Луиза Мекленбургская приходилась им невесткой – была супругой наследника престола Фредерика.

Что же объединяло этих двух девушек, почему их образы оказались рядом?

Ответ на этот вопрос мы нашли в каталоге мекленбургских монет и медалей из Государственного музея города Шверина (Германия). Правильнее сказать, мы нашли медаль, которая как две капли воды похожа на медальон крышки нашего сосуда.

На фотографиях: изображение медали из каталога Государственного музея города Шверина (Германия).

Медаль была отчеканена в честь датской кронпринцессы Луизы и датской принцессы Софии Хедвиги. Поскольку обе они родились в один день, а именно 29 августа (первая в 1667 году, вторая в 1677), то было придумано, в 1699 году во время празднования их дня рождения изобразить их вместе на одной медали. На другой стороне медали представлены две жемчужины на одной ленточке и надпись на французском: «РАВНЫ КРАСОТОЙ И ДОСТОИНСТВОМ». Это были действительно две «жемчужины датской короны»: красавицы, умницы, исполненные благочестия и достоинства дамы.

Луиза Мекленбургская (1667-1721) была дочерью герцога Густава Адольфа Мекленбургского и его супруги Магдалены Сибиллы Шлезвиг-Гольштейн-Готторпской. 5 декабря 1695 года состоялась ее свадьба с кронпринцем Дании и Норвегии Фредериком.

Луиза была воспитана в строгой религиозной семье, в которой придавали особую значимость личному благочестию, религиозным переживаниям, а также считали, что человек постоянно находится под строгим и бдительным «Божьим оком». Не удивительно, что основным интересом Луизы было чтение религиозных произведений, а ее коллекция из 400 книг пополнила Королевскую библиотеку. Луиза Мекленбургская вместе с немецким протестантским теологом и придворным проповедником Францем Юлиусом Люткенсом основали первый в Дании миссионерский колледж и школу для бедных детей в священническом доме.

Семейная жизнь кронпринцессы и в дальнейшем королевы Луизы была неудачной. Первоначально брак был описан как счастливый, французский посол даже сообщал в письме: «Кронпринцесса любит своего супруга так сильно, что он живет с ней в полном блаженстве». Однако Фредерик заводил много романов, и даже оформил второй брак, фактически став двоеженцем. Луиза испытывала все эти унижения с достоинством и все больше занималась миссионерскими делами. О разносторонности интересов Луизы говорит тот факт, что в 1704 году Луиза построила завод по производству пороха, который проработал до 1910 года.

До самой смерти в возрасте 53 лет Луиза была дружна со своей золовкой Софией Хедвигой.

София Хедвига (1677-1735) родилась в семье датского и норвежского короля Кристиана V и его супруги Шарлотты Амалии Гессен-Кассельской. Как и любая европейская принцесса София Хедвига была разменной монетой внешнеполитических интересов страны и обручалась трижды. Сначала родители традиционно для Дании объявили о ее помолвке с сыном курфюрста Саксонии – её двоюродным братом Иоганном Георгом, который отказался от свадьбы сразу после смерти своего отца, исполнять волю родителя он не захотел. Вскоре поступило новое предложение вступить в брак на этот раз с будущим императором Священной Римской империи Иосифом I. Для этого требовалось сменить веру, но София Хедвига отказалась принять католицизм, несмотря на значительное давление со стороны своего отца. Следующим кандидатом в мужья датской принцессе стал Карл XII – шведский король (тот самый, с кем Петр Великий вел долгую войну за выход в Балтийское море). Кристиан V вел переговоры пару лет, но из Стокгольма пришел отказ. В 1699 году отец Софии Хедвиги умер, и на престол вступил ее брат Фредерик IV. София Хедвига осталась официально незамужней и жила сначала с матерью, а потом при дворе своего брата короля, с женой которого у нее были хорошие отношения.

Принцесса София Хедвига посвятила себя благотворительности и социальным проблемам, основала несколько религиозных школ и приютов для незамужних женщин. Была талантливой художницей, любила музыку и вышивание. Кроме того, она владела искусством резьбы по слоновой кости. Многие из её художественных работ хранятся в Королевской коллекции Дании. На сайте музея замка Розенборг удалось найти фотографию экрана для камина, изготовленного в Копенгагене в 1690 году Жаном Анри де Муром. Верхняя часть экрана украшена панно с образами героев итальянской комедии Арлекина и Коломбины. Панно вышито крестиком королевой Шарлоттой Амалией и ее дочерью Софией Хедвигой. Принцесса собрала библиотеку из множества книг и рукописей, позже пожертвованную государственной библиотеке в Копенгагене.

Фотография экрана
Contact: Photographer Peter Nørby Esromgade 15, opg. 2, st DK-2200 Copenhagen N +45 21262146 peter@peternorby.dk

Экран, украшенный панно. Панно вышито
королевой Шарлоттой Амалией и ее дочерью Софией Хедвигой

Много лет рядом с Софией Хедвигой был ее друг и, по некоторым свидетельствам, тайный супруг – Карл Адольф фон Плессен (1678-1758), государственный деятель, землевладелец и благотворитель. Вместе с принцессой он основал 16 школ для крестьянских детей в своих владениях и лично занимался надзором за их деятельностью. Карл Адольф фон Плессен интересовался естественными науками и был владельцем обширной личной библиотеки.

Фон Плессен поддержал идею Софии Хедвиги создать монастырь для девиц благородного происхождения в Вемметофте и помогал ей в разработке устава обители. Именно фон Плессен завершил это дело после смерти принцессы в 1735 году, стал первым куратором учреждения и обеспечил его существование благодаря значительным личным субсидиям.

Такими предстают перед нами две датские принцессы, образы которых запечатлены на медальоне кружки из нашей постоянной экспозиции. Кстати, они являются дальними родственницами датской принцессе Дагмар: брат одной и муж другой – король Фредерик IV – это прапрапрапрадедушка нашей Марии Федоровны.

Возвращаясь к керамической кружке с изображением двух «жемчужин» королевской семьи, нужно сказать, что медальон в сосуде, вероятно, и есть та самая медаль 1699 года, вмонтированная в крышку неизвестным мастером-керамистом Вестервальда. А автора медали, а значит и портретов Луизы и Софии Хедвиги нам удалось установить. Это знаменитый медальер того времени Антон Мейбуш (1645-1702), который работал в королевских монетных дворах Копенгагена, Стокгольма и Парижа, отливал медали для самого «короля-солнце» Людовика XIV и изобрел машину для изготовления монет.

На фотографиях: крышка сосуда из коллекции Музея ИЗО РК

Медали с портретами принцесс были отчеканены к 28 августа 1699 года. Однако празднования и торжества по случаю дня рождения были отменены в связи с преждевременной кончиной короля Кристиана V. Во время охоты король получил удар копытом от оленя, которого пытался завалить. Травмы были тяжелыми, король так и не смог оправиться от ранения и умер 25 августа. На престол вступил его сын Фредерик, а одна из изображенных на медали принцесс становится королевой Дании и Норвегии. Пышное празднование совместного дня рождения не состоялось, но медали разошлись по Европе, и одна из них стала основой для оформления керамической кружки в Рейнском Вестервальде.

Изучением музейного предмета занимались сотрудники Музея ИЗО РК Никифорова Людмила, заведующая экспозиционно-выставочным отделом, и Макарова Наталья, хранитель коллекции «Декоративно-прикладное искусство».

Благодарим за содействие доктора исторических наук, руководителя Центра по изучению XVIII века Российской Академии наук Карпа Сергея Яковлевича, а также наших друзей – Лещеву Екатерину (перевод с немецкого) и Мартьянову Татьяну (перевод с английского).

Фотографии портретов Луизы и Софии Хедвиги, а также фотография вышитого экрана из королевского замка – с сайта www.kongernessamling.dk.

Поделиться: