Перейти к содержимому

Музей изобразительных искусств Республики Карелия

Из музейных коллекций: полотенца

горизонт, виды музея, ДПИ, полотенце

Для музейной коллекции «Декоративно-прикладное искусство» полотенце — знаменательный предмет, который занимает особое место в народном искусстве, близок и знаком каждому человеку и обладает целым спектром назначений: от утилитарного предмета до обрядового элемента народной культуры. Об этом нам рассказала Наталья Макарова, хранитель коллекции.

В Музее изобразительных искусств Карелии хранится около 400 полотенец и концов полотенец XIX – первой половины XX века, собранных во время экспедиций сотрудниками Музея ИЗО РК в разных районах Карелии.

Через традиционное вышитое полотенце можно многое узнать об истории родного края, традициях, символике орнаментов, представлении о красоте. Издавна в утилитарных целях использовались полотенца, называемые утирка, рукотерка, утиральник – куски полотна небольшой длины и менее украшенные по сравнению с обрядовым праздничным полотенцем. Традиционное обрядовое полотенце при ширине около 35-40 сантиметров имеет длину 2,5-5 метров, может быть украшено вышивкой, красным кумачом, браным ткачеством, кружевом. В праздники и дни семейных торжеств самые красивые полотенца развешивали вдоль стен, на окна и на божницу. Полотенца дарили в церковь, вешали в часовни, украшали ими праздничные березки, обетные, придорожные и намогильные кресты.

Свою особую роль играло полотенце в свадебном, родильном, крестильном и похоронно-поминальном обрядах. Не менее сорока полотенец необходимо было приготовить невесте к свадьбе. Самое длинное и нарядное – «рукобитное» — дарилось жениху в знак согласия невесты и ее родителей на брак. Полотенцами одаривала невеста родню жениха, ими украшали свадебный поезд: привязывали вместо вожжей, обвивали дуги, укладывали вдоль спины лошадей. Во время свадебного чина жениха и невесту ставили рядом и связывали полотенцами. А когда умирал человек, полотенцем покрывали гроб и на полотенцах опускали его в могилу.

Такое большое обрядовое значение полотенца заставило исследователей с большим вниманием отнестись к их узорам, придающим этим вещам более глубокий смысл. Полотенца искусно украшались геометрическим, антропоморфным (с изображением человеческих фигур), растительным, орнитоморфным (с изображением птиц) орнаментами, имеющими древние корни и выражающими представление людей об обустройстве мира и красоте природы.

Вышивка полотенец была всецело женским занятием. Лет с семи-восьми крестьянские девочки под руководством своих матерей начинали постигать это рукоделие и уже с детства готовили себе приданое к свадьбе.

Наряду с домашним занятием вышивкой возникали и сельские вышивальные ремесла, продукция которых расходилась по уезду и поступала на ярмарки. Так в конце XIX – начале XX века славились ярмарки в Повенецком уезде в селе Шуньга, куда съезжались русские и зарубежные купцы и скупали изделия местных вышивальщиц, а потом продавали в Европе и Америке. С 1907 года в селе Шуньга действовал постоянный пункт петербургского Общества помощи ручному труду, который в 1911 году объединял уже до 300 мастериц-надомниц.

В конце 20-х годов в селе Хашезеро была организована артель «Хашезерская вышивка», переведенная затем в Шуньгу и переименованная в артель «Заонежская вышивка». Значительных успехов коллектив «Заонежской вышивки» достиг в 30-е годы, когда лучшие образцы ее экспонировались на Парижской и Нью-Йоркской Всемирной выставке. Сегодня фабрика «Заонежская вышивка» находится в Медвежьегорске. Она сохраняет статус предприятия народно-художественных промыслов. Более половины изделий фабрики – с вышивкой, в том числе и полотенца, узоры которых своими корнями уходят в местное народное искусство.

На фотографиях полотенца и концы полотенец из коллекции Музея изобразительных искусств Карелии:

  1. Зал «декоративно-прикладное искусство» Музея ИЗО РК (на заставке)
  2. Хотеева А.И. Конец полотенца. Начало XX века. Заонежье.
  3. Полотенце. Конец XIX – начало XX века. Южная Карелия (ливвики)
  4. Полотенце. Конец XIX – начало XX века. Пудожье.
  5. Полотенце. 1910-е – 1920-е гг. Сегозерье (карелы)
  6. Шихова А.Ф. Полотенце. Конец XIX века. Заонежье.
Поделиться: