Из музейных коллекций: модель скульптуры с Аничкова моста. Коллекция «Русское искусство»

аничков мост, клодт, русское искусство, скульптура, конь, горизонт

В коллекции «Русское искусство» Музея изобразительных искусств Карелии хранится модель одной из скульптур Аничкова моста. Об этом экспонате нам рассказала Людмила Никифорова, заведующая экспозиционно-выставочным отделом Музея изобразительных искусств Карелии.

Лошадь влекли под уздцы на чугунный
Мост. Под копытом чернела вода.
Лошадь храпела, и воздух безлунный
Храп сохранял на мосту навсегда […]
Всё пребывало. Движенья, страданья
Не было. Лошадь храпела навек.
И на узде в напряженьи молчанья
Вечно застывший висел человек.

Александр Блок, 1903

Голова животного высоко вздёрнута, пасть оскалена, ноздри раздуты, конь бьёт передними копытами по воздуху, человек почти повержен, но он еще пытается осаживать коня. Это одна из скульптур Аничкова моста. Модель скульптуры находится в постоянной экспозиции Музея ИЗО РК и украшает наш Русский зал.

На фотографиях: модель скульптуры «Человек повержен на землю, конь почти вырвался на волю», Клодт П.К. (фрагменты)

Выдающийся памятник мирового зодчества – знаменитый Аничков мост через реку Фонтанку в Санкт-Петербурге со всемирно известными конными группами Петра Карловича Клодта создавался при участии уроженца нашего края купца и подрядчика Марка Пименовича Пименова.

В 1839 году было принято решение о перестройке старого Аничкова моста, поскольку его узкая проезжая часть затрудняла усилившееся движение по Невскому проспекту. В ходе конкурса на постройку моста в центре российской столицы, объявленного правительством, Марк Пименов предложил наиболее выгодные для казны условия и обошел других претендентов. Первоначально по условиям контракта работы были распределены на два года, но молодой подрядчик Марк Пименов изъявил желание окончить постройку в течение года. И власти дали ему разрешение на это.

Первый камень в основании нового моста был уложен 22 мая 1841 года. Марк Пименович вел работы на ответственном объекте организованно и четко. Три арочных пролета, согласно проекту, строители выложили из кирпича, опоры моста и арки фасадов облицевали гранитом чистой тески.

В начале ноября 1841 года были смонтированы чугунные перила и окончены гранитные пьедесталы для статуй. Вскоре на них установили скульптурные конные группы работы П.К. Клодта — «Конь с идущим юношей» и «Юноша, берущий коня под уздцы». Так как к тому моменту автор успел изготовить в материале только две из четырех скульптур, на пьедесталах правого берега стояли бронзовые композиции, на левом берегу Фонтанки – их раскрашенные гипсовые копии.

Тем не менее мост был «окончен и езда по оному открыта 20 ноября 1841 года». За «отличное и особенное усердие» по построению Аничкова моста Марк Пименович Пименов был награжден императором золотой медалью «За усердие» на Александровской ленте.

Когда Петр Карлович Клодт изготовил вторую пару бронзовых скульптур для Аничкова моста, они прямо с литейного двора были подарены Николаем I прусскому королю Фридриху Вильгельму IV и отправились в Берлин. Следующая отливка этих двух бронзовых скульптур тоже недолго простояла на мосту, император снова сделал щедрый подарок, и сейчас они украшают Неаполь.

Тогда художник принимает решение изменить композицию скульптур: так появилось два новых сюжета: «Юноша припав на колено, укрощает дикий бег коня» и «Человек повержен на землю, конь почти вырвался на волю».

Уменьшенная копия скульптуры «Человек повержен на землю, конь почти вырвался на волю» вот уже более полувека принадлежит нашему Музею изобразительных искусств.

Интересно, что Марк Пименович Пименов был знаком с художником Алексеем Петровичем Боголюбовым и встречался с ним в 1863 году, когда известный маринист посещал Петрозаводск в свите наследника престола – цесаревича Николая Александровича.

Среди выходцев из крестьян вепсского Прионежья семья Пименовых была одной из виднейших династий предпринимателей, меценатов и благотворителей. Среди них были ученики и выпускники нашей гимназии.

Дети усыновленного племянника Марка Пименова Ефима Григорьевича Пименова, городского головы, известного благотворителя и земского деятеля учились в Олонецкой мужской гимназии (которая ранее располагалась в здании нынешнего Музея ИЗО РК): Марк Ефимович (служил в Олонецкой Контрольной Палате), Михаил Ефимович (служил в Петербурге, в Департаменте военной и морской отчетности Государственного контроля) и Георгий Ефимович (Петрозаводский городской голова, благотворитель, земский деятель).

При подготовке материала использованы материалы книги Н.А.Кораблев, Т.А.Мошина «Пименовы: династия предпринимателей, благотворителей, общественных деятелей».

✅ Если у вас есть вопросы к специалистам Музея ИЗО РК или вы хотите узнать о каком-то конкретном экспонате, пишите в комментариях к посту. Мы обязательно передадим ваши вопросы коллегам!

На фотографии:
Модель скульптуры «Человек повержен на землю, конь почти вырвался на волю», Клодт П.К.

Поделиться: