На выставке «Как рождается искусство» экспонируются три очень разные по характеру работы народного художника Карелии Георгия Адамовича Стронка.
Одна из них — автопортрет (1977), на котором 67-летний мастер изобразил себя с палитрой и кистями в руках, на фоне букета осенних листьев. Художник смотрит на нас с портрета открыто и доброжелательно. Пожилой возраст человека принято называть «осенью жизни». Это пора, когда ему возвращается то, что он «посеял» за долгие годы. Творцу возвращается любовью зрителей и уважением коллег.
Мы можем только догадываться, о чем он думает, подводя итог долгого творческого и большого жизненного пути. Стронк – автор широко известных иллюстраций к эпосу «Калевала», он создал целую галерею портретов известных людей Карелии ушедшего XX века: Вениамина Попова (ученика Ильи Репина), портрет которого представлен в постоянной экспозиции Музея ИЗО РК, писателя Антти Тимонена, поэта Яакко Ругоева, скульптора Сергея Коненкова, разведчика Тойво Вяхя, композитора Карла Раутио и многих других.
Георгий Адамович работал в разных техниках. Это был прекрасный график, который мог с помощью линии, штриха передать различные состояния в природе или выразить то, что его привлекло в человеке. На выставке есть его рисунок в технике угля, созданный на острове Капри.
Стронк работал и как живописец. Его картины давно стали классикой карельского искусства.
Он написал замечательные книги, в которых, как подлинный художник, делился впечатлениями о природе.: «Лето, словно опытный живописец, создает сложную зеленую гамму с бесчисленным количеством оттенков и окрашивает в нее поля, луга, леса. Но пройдет время – и желтизна, как седина, пробьется в кудрях берез и осин, тяжелее станут воды Онего, и реки все больше будут напоминать свинцовые ленты… Под вечер теплые тона красок на переднем плане, удаляясь переходят в красивые серо-синие цвета и, наконец, становятся густо-фиолетовыми. Четкие и мужественные силуэты деревьев – словно стража, расставленная на фоне небесного купола». («По Карелии», Петрозаводск, 1979 г.).
Ему было свойственно и мягкое чувство юмора. Достаточно посмотреть на его очаровательный рисунок «Добродушный верблюд», который экспонируется на выставке. Он выполнен в технике черного карандаша во время путешествия по Марокко.
Георгий Адамович был прекрасный рассказчик. С кем только ни сводила его судьба! Он часто приходил в наш Музей, много рассказывал о своих удивительных встречах, говорил живо, молодо, интересно, увлекательно.
В неизменном берете, всегда элегантный, подтянутый, настоящий интеллигент, — он сразу привлекал к себе внимание благородством облика. До самых последних лет долгой жизни с искренним интересом посещал все наши музейные выставки. Делился с сотрудниками своими творческими планами. А свое 90 – летие встретил у мольберта, с кистями и палитрой в руке, совсем как на автопортрете 1977 года.
Текст подготовлен Анитой Дункерс, куратором выставки «Как рождается искусство»