Перейти к содержимому

Музей изобразительных искусств Республики Карелия

Инклюзивный опыт музея представлен на конференции в Лондоне

Многолетние наработки по выстраиванию инклюзивной среды в Музее изобразительных искусств Карелии были представлены на международной конференции «Change for good» в Лондоне. Ассоциация маркетинга в сфере искусства (Arts Marketing Association) — одна из крупнейших организаций, объединяющих профессионалов в сфере искусства,  культуры и наследия с целью развития работы с аудиториями, нетворкинга и обучения по разным направлениям. Ежегодная конференция ассоциации собрала более 1000 посетителей онлайн, чтобы обсудить вопросы изменившегося мира, людей и организаций. Это площадка для дискуссий, практических кейсов, обмена опытом, ответов на вопросы и, конечно, поддержки коллег в решение схожих проблем.

Ежегодно Музей изобразительных искусств Республики Карелия принимает более 50 000 посетителей. С течением времени аудитория становится все более сегментированной, а потребности каждого посетителя уникальны. Мировая музейная практика давно использует подход – создавая для всех, создавай для каждого. Этот тренд более 10 лет назад вошел в  проектную деятельность музея, направленную на создание иклюзивного музея. Сегодня посетители с особыми потребностями могут получить разные услуги, разработанные с учетом их ожиданий.

Наталья Козловская, руководитель отдела развития музея стала единственным спикером конференции «Change for good» из России и рассказала на онлайн сессии в Лондоне в формате интервью о тех возможностях, которые музей предлагает для посещения людям с аутизмом и ментальными особенностями.

Несколько лет назад в музее появился первый опыт приема детей с РАС (расстройство аутистического спектра) в индивидуальном порядке. За это время был накоплен небольшой, но уникальный опыт. Занятия были высоко оценены родителями. Возникла необходимость создать более комфортную среду для принятия таких посетителей. За эти годы была внедрена и апробирована система использования метода визуальной поддержки и альтернативной коммуникации с помощью карточек PECS (Picture Exchange Communication System), появились визуальные пособия-планшеты для проведения экскурсий и творческих практических мастер-классов специально для работы в художественном музее. Реализация этой инициативы стала возможна благодаря участию музея в проекте «Culture open».  Новый виток инклюзивности  был осуществлен в партнерстве с АНО «Центр «Экология культуры»  с проектом «Инклюзивная дизайн-программа «Дружелюбная среда для людей с РАС»  при поддержки Фонда президентских грантов. Итогом проекта стало открытие сенсорной комнаты — места, где люди с особенностями развития, в случае сенсорной перегрузки, могут отдохнуть и успокоиться во время культурного досуга (дизайн-проект и реализация : Анастасия Дубровская и Андрей Скрицкий).

Не так давно музей модернизировал свой сайт, где на главной странице появился раздел «Инклюзивный музей». Там собрана вся актуальная информация по услугам и доступной среде для гостей с особыми потребностями. Этот шаг позволил сделать информацию более видимой и понятной.

Онлайн сессию конференции посетило более 70 гостей, которые активно комментировали российский опыт и задавали вопросы. Для специалистов было важным понять, как выстраивается коммуникация с особыми целевыми группами, как меняется онлайн маркетинг и информирование, как появляются специалисты, работающие с инклюзивными программами, и как музей делится опытом с российскими и международными коллегами. На сессии были слушатели, которые только начинают работу с людьми с РАС, Наталья Козловская посоветовала им приобрести аксессуары для проведения занятий — успокаивающие шарфы-утяжелители, мягкие пуфы для комфортного сидения, наушники для изоляции звуков, создать социальную историю в печатном и цифровом формате, задуматься над комплектами карточек PECS и провести небольшие обучающие занятия с персоналом.

Опыт музея вызвал широкий интерес у международной аудитории, но музей не останавливается на достигнутом и работает дальше в направлении инклюзивного музея.

Поделиться: