Перейти к содержимому

Музей изобразительных искусств Республики Карелия

Опыт Музея ИЗО в сфере работы с детской аудиторией представлен на конференции в Государственном историческом музее

3 и 4 октября 2019 года в Москве в Государственном историческом музее (ГИМ) проходила ежегодная конференция «Актуальные направления деятельности музеев». Екатерина Сергеевна Юрко, научный сотрудник отдела по работе с посетителями Музея изобразительных искусств Карелии, представила на конференции свой доклад «Методы работы с детской аудиторией в художественном музее».

За два дня конференции свои доклады представили более 50 ведущих специалистов из разных областей науки, культуры и маркетинга: маркетологи, журналисты, представители волонтёрского движения, руководители и координаторы инклюзивных программ ведущих музеев Москвы, специалисты по связям с общественностью, специалисты межмузейных и туристских программ, специалисты региональных и федеральных музеев. Выступления докладчиков были разделены на девять секций, основными темами в которых стали музейный PR, образовательные проекты и детские программы, музей в пространстве города, доступная среда, волонтёрство, внебюджетные источники доходов. 

В выступлении К.Юрко «Методы работы с детской аудиторией в художественном музее» была поднята тема специфики работы с детьми разных возрастов: какие программы разработаны на сегодняшний день в Музее ИЗО; с какого возраста начинаются занятия в музее; какие методы работы используются для приобщения детей разных возрастов к изучению классического и современного изобразительного искусства, искусства родного края на базе Музея ИЗО; опыт разработки абонементных программ, студий и новые формы работы с детьми; опыт работы с детской аудиторией по специальной программе творческого развития  «Музейная академия» в летний период, как одной из базовых программ разработанных Музеем ИЗО.

На конференции в секции «Музейный PR» обсуждались наиболее удачные методы работы в таких важных вопросах как разработка концепции развития музеев, создание бренда музея, коммуникационные и маркетинговые стратегии работы, продвижение выставок и образовательных программ, организация музейного пространства, новые медиа и цифровые проекты музеев. Ключевым спикером конференции стала Линор Горалик — писатель, журналист и маркетолог. Среди ее клиентов – Яндекс, SkyEng, YDF, OCCRP, Philip Morris, Exante, Invisible и другие. Линор Горалик поделилась  особенностями построения маркетинговых стратегий и тактик, механизмы работы низкобюджетного маркетинга, рассмотрев этот вопрос детально вплоть до особенностей создания релизов, конкретных постов в социальных сетях и материалов для медиа.

Первый день работы конференции завершился воркшопом «Яндекс. Дзен для тех, кто пишет о культуре» с Анастасией Комаровской (блогер, сценарист бюро инженерного творчества PITCH). Такой воркшоп был очень актуален и полезен для музейщиков, которые на сегодняшний день должны чётко понимать, что они пишут, для кого и зачем, публикуя информацию в социальных сетях и на сайтах.

Главной темой второго дня конференции стала «Доступная среда», которая вызвала оживлённую дискуссию. Обсуждались такие актуальные вопросы как инклюзивные и образовательные программы в музее.

Также была проведена серия воркшопов по обмену опытом работы с людьми с особенностями. Своими наработками поделились музеи и образовательные учреждения Москвы:  Государственный исторический музей, работающий совместно со школой‐интернатом для глухих и слабослышащих детей №52, ГМИИ им. А. С. Пушкина, Третьяковская галерея. Музей современного искусства «Гараж» презентовал специальное мобильное приложение «Музей на РЖЯ – детям», с помощью которого глухие и слабослышащие дети смогут узнать больше о мире искусства на русском жестовом языке. Специалисты Музея русского импрессионизма поделились особенностями работы над тифлоэкскурсиями на примере такой адаптированной экскурсии к выставке «В поисках места под солнцем» и  программой работы с незрячими «Танцы в темноте».

В секциях «Программы лояльности, спонсорство и благотворительность» обсуждались внебюджетные источники доходов — одна из важных тем для музеев сегодня. В режиме рабочей встречи конференции прошла встреча со специальным гостем — Евгенией Мальцевой — основатель и директор Sponsor Consulting.

Сегодняшний музей — это сложная, многоуровневая система, решающая ряд значимых задач и меняющаяся соответственно времени. У всех музеев есть традиционные функции: хранить, реставрировать, изучать и демонстрировать посетителям культурное наследие. Однако в сознании современного образованного общества музей давно трансформировался из места, где демонстрируются различные экспонаты, в место проведения интеллектуального досуга. В наше время музей берет на себя миссию образовательного учреждения, интегрированного в систему традиционных образовательных институтов, создает особую образовательную среду для формирования у посетителя ценностного отношения к историко-культурному наследию. Изменения в понимании функций музея в обществе заставляют музеи искать новые нетрадиционные формы работы с посетителем, которые отличаются многообразием направлений, методов и приемов.

Участие в таких конференциях для региональных музеев, безусловно, даёт возможность перенять опыт ведущих музеев, помогает генерировать новые идеи, создавать проекты и разрабатывать новые программы.

Поделиться: