Талант Кустодиева, щедрый, яркий, своеобразный был исключительно многогранен. О нем высказывались все виднейшие русские искусствоведы и художники: В. В. Стасов назвал его «одним из значительнейших учеников И. Е. Репина», М. Г. Эткинд — исследователь и пропагандист творчества Кустодиева назвал его «самым жизнерадостным среди русских живописцев», «художником счастья».
В картинах, изображающих ярмарки, масленицы, гулянья, художник воспел красоту русской природы, народных обычаев и душевную красоту русского человека. Зимние пейзажи, на фоне которых происходят масленичные гулянья, порой фееричны по сочетаниям зелено-розоватого неба и ослепительно голубого снега.
«Праздники», связанные с высоко почитаемыми и всенародно отмечаемыми в старой России религиозными праздниками являются важной частью «кустодиевской» Руси.
Его «провинция», исполненная добродушия, чистосердечности и справедливости – всегда антитеза Петербургу и большим промышленным городам. Это своего рода грёзы о патриархальном мире, полном гармонии и своеобразной красоты. Картины исключают существование нищеты и пьянства, грубости и невежества. Они «очищены» от всего негативного, добры, поэтичны, никого не поучают, полны уважения к зрителю и изображаемой жизни — успокоенной, самодостаточной, слегка ограниченной и потому вызывающей ироническую улыбку автора. Здесь ценят здоровье и красоту, живут слегка напоказ, любят все яркое, искусное, слегка вычурное и чрезмерное. Герои Кустодиева гармонично существуют в природной среде. Она изображается всегда в самый яркий момент своего бытия – в свете полудня, в день инея, в нарядном осеннем уборе. Чаще всего персонажи изображаются в праздники или в момент предвечернего сладостного «ничегонеделанья». Они прогуливаются, встречаются, беседуют по душам, флиртуют, любуются природой — «Гулянье»(1910), «Купчихи»(1912), «Осень в провинции»(1926).
Автора волнуют любые проявления жизненной силы, он любуется красотой и грацией – «Купчиха с покупками» (1920), здоровыми и крепкими телами купальщиц «Купание» (1912).
Творчество Б. М. Кустодиева не только радостно, но и серьёзно, многомерно по своей сути. Не всё созданное художником, нравилось публике, порой казалось проявлением мещанских вкусов. Его выдержанные в повышенной цветности, но тонко сгармонированные и мастерски написанные холсты казались пестрыми. На это обычно деликатный художник твердо отвечал: «Я считаю пестроту, яркость именно весьма типичной для русской жизни».
Великий Федор Шаляпин написал о Кустодиеве: «Только неимоверная любовь к России могла одарить художника такой веселой меткостью рисунка и такой аппетитной сочностью краски в неутомимом его изображении русских людей…»