29 августа (16 авг. ст. ст.) – Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворенного образа (убруса) Господа Иисуса Христа (944 г.)
Одной из величайших святынь христианства является плат (убрус, полотенце) с ликом Иисуса Христа, запечатленным без участия рук человека (т. е. нерукотворным образом). Он получил наименование «Нерукотворенного (нерукотворного) образа».
Известна история создания этой святыни. Едесский царь Авгарь, тяжело заболев, решил обратиться к Иисусу Христу с просьбой, чтобы Он позволил присланному царем художнику запечатлеть святой лик. Но Спаситель поступил иначе. Он взял полотенце и приложил к Своему лику, Который отпечатался на ткани. Получив образ Христа, царь исцелился. После возвращения наследников царя к язычеству епископ Едессы спрятал святой плат, заложив его керамической доской, и на этой плите образ также запечатлелся чудесным образом. В 944 г. образ был перенесен из Едессы в Константинополь.
Этот образ считается первой иконой воплотившегося Спасителя, созданной Им Самим. Самое раннее «рукотворное» изображение Спаса Нерукотворного в византийской иконописи относится к X в., на Руси этот образ известен с XII в. Он был широко почитаем, его помещали на воинских стягах. На Русском Севере образ Спаса Нерукотворного также пользовался широкой известностью, о чем говорят многочисленные иконы. Традиция размещать этот образ в центре деисусного ряда иконостаса сохранилась на Севере до XVII в.
Наиболее интересный образ Спаса Нерукотворного в собрании Музея изобразительных искусств РК происходит из церкви села Типиницы. Он написан во второй половине XVIIв. Убрус, на котором запечатлен образ Спасителя, украшен мотивами народной вышивки, а сам лик исполнен огромной духовной силы.
Икона раскрыта в 1986 г. реставратором Ю. В. Мироновым в Москве.
Текст подготовлен Платоновым В.Г.,
хранителем коллекции Древнерусское искусство