«Чудесным отпрыском федотовской школы» назвал Соломаткина знаменитый художественный критик В. В. Стасов. Л. Соломаткин, выходец из «социальных низов», большую часть жизни проживший как бездомный скиталец, странник, мог бы сказать о себе словами П. Федотова: «Главная моя работа на улицах и в чужих домах. Я учусь жизнью, я тружусь, глядя в оба глаза». Соломаткин, как и Федотов,
— мастер живописного рассказа. В его картинах из народной жизни переплетаются острая наблюдательность и юмор, граничащий с гротеском.
Вместе с тем художник остался, в общем, чужд «обличительным» тенденциям искусства 1860-х годов. «Скромный, застенчивый, неизлечимо больной ужасным недугом, Соломаткин ничего не преследовал, никого не поучал. Он был только художник», – писал один из критиков.
Художник ценил непритязательные уличные зрелища обычной городской жизни. Его герои – случайные прохожие, фонарщики, разносчики. Герои художника ждут открытия питейных домов, пляшут у кабаков («Веселая жизнь у кабака», 1881) и беседуют на постоялых дворах («Постоялый двор», 1970); ему видна гротесковость быта мелких чиновников («Пирушка у чиновника», «Ряженые»), полиции («Славильщики городовые», 1864; в числе его персонажей – артисты («По канату», 1866; «Петрушка», 1878), рекруты («Постой войск», 1860) инвалиды войны («За пенсией», 1878) и просто отверженные бедняки, бродяги ( «Бездомные»).
В полотнах художника жизненная концепция, одновременно безнадёжная и лёгкая; в его работах — сплав лирики и гротеска, обличения и любования, чувство безысходности житейского сюжета и стремление к эстетической ценности.
Творчество Л. Соломаткина не пользовалось популярностью у современников.
Только в наши дни вновь вспыхнул интерес к творчеству забытого живописца.
Современного зрителя привлекают живописная красота и поэзия его полотен, трогает своеобразное ощущение мира художника. Уже определено уникальное место Л. Соломаткина в системе культуры 1860-х годов, обозначены его связи с федотовской традицией, с одной стороны, и передвижнеческим кругом – с другой.
Умерший совсем молодым от нищеты, чахотки и алкоголизма, задолго до смерти рестерявший все профессиональные связи и вернувшийся в мир своих героев, художник сумел выразить в своих картинах этот мир с истинным эффектом присутствия, с невиданной до него силой проникновения и любви.