18 февраля — 235 лет со дня рождения русского художника Алексея Гавриловича Венецианова (1780 — 1847).
С 1819 года художник почти безвыездно жил в имении Сафонково Тверской губернии, наблюдая воочию крестьянский мир — тихую, безмятежную жизнь, посвящённую заботам о земле, подчинённую раз и навсегда размеренному ритму. Свою творческую программу Венецианов изложил с присущими ему простотой и ясностью: «Я решил победить невозможное, уехал в деревню и принялся работать».
Венецианов стал основоположником народного бытового жанра в русской живописи, и его художественное открытие крестьянской России подобно открытию материка; вслед за ним этот «материк» осваивали на протяжении полутора столетий многие поколения русских художников.
Венециановские мотивы нехитры, но будничными их не назовёшь. Его простота, конечно, глубоко чужда прозе. Гладя на картину «На пашне», мы ощущаем праздничность, торжественность труда. Мало кто такими глазами видел в ту пору крестьянский труд. Ведь крестьянин был «вещью», и Венецианов одним из первых во всей русской культуре увидел в нём человеческое достоинство, красоту и благородство. Его крестьянки – это и своего рода идеальные образы, «крестьянские мадонны».
В картинах Венецианова царят мир и спокойствие. Всё ясно и чисто. Краски его звучны и спокойны. Художник наслаждается ощущаемой им цельностью мира людей и природы, гармонией.
Но художник не был и прекраснодушным мечтателем, парящим над прозой жизни. Он достаточно хорошо знал, что представляет из себя «рабство тощее» крепостнической России. Известно, например, какое горячее и деятельное участие принял он в освобождении от крепостной неволи Тараса Шевченко; среди его учеников добрая половина была крепостными. Он постоянно хлопотал, добивался освобождения или хотя бы облегчения их участи. Но искусство Венецианова — о другом. Не драматизм социальных конфликтов, но истинная поэзия русской деревни и русской природы, поэзия, не сочинённая и привнесённая извне, а лишь извлечённая из реалий окружающей действительности, — содержание искусства Венецианова.