Юбилей одной строкой: 210 лет со дня рождения русского скульптора Клодта Петра Карловича

Порт в Сиене. 1912

5 июня — 210 лет со дня рождения выдающегося русского скульптора Клодта Петра Карловича (Клодт фон Юргенсбург) (1805 — 1867).

Портрет Клодта в последние годы жизни

Родился в Финляндии. Окончил Артиллерийское училище в Санкт-Петербурге. В конце 1820-х годов вышел в отставку, посвятив все своё время искусству.

С 1829 г. посещал классы петербургской Академии художеств, а с 1838 г. был профессором и заведовал литейным цехом Академии. Считалось, что у барона Клодта «лёгкая рука», и в литейном искусстве с ним мало кто мог сравниться. Он был избран членом Академии Св. Луки в Риме, Берлинской и Парижской Академии художеств.

В середине XIX века именно П. К. Клодт создал наиболее значимые образцы монументальной скульптуры России, составившие славу отечественному искусству.

Прекрасен сделанный скульптором памятник баснописцу И. А. Крылову в Летнем саду (бронза, гранит 1848-1855). Среди других известных работ мастера – памятник князю Владимиру в Киеве (1853), Николаю I в Петербурге (1859), а также бронзовые рельефы Исаакиевского собора (1844-1847) и для Георгиевского зала Большого Кремлёвского дворца в Москве (1846-1847). Кроме этого, он изготавливал модели для знаменитого русского промысла – каслинского литья.

Памятник баснописцу И. А. Крылову в Летнем саду

Но самым известным произведением Петра Карловича Клодта является, несомненно, бронзовая группа «Лошадь с возничим» (бронза, 1838), установленная на Аничковом мосту в Санкт-Петербурге. В 1841-1850 годах мост получил это богатейшее пластическое оформление на массивных гранитных постаментах у открылков моста. За эту работу скульптор получил звание академика и стал профессором.

К теме «коня с водничим» в скульптуре, сводящейся к изображению человека, смиряющего вздыбленного коня, обращались видные скульпторы многих поколений, начиная с античных времён до наших дней. Пётр Карлович Клодт создал совершенно самобытные высокохудожественные образы, получившие всеобщее признание и принесшие ему мировую славу.

Конные группы представляют удивительный конный ансамбль, в котором каждая группа размещена автором с большим художественным вкусом. Кони Клодта настолько слились с Аничковым мостом, что стали неотъемлимой его частью, органично слились с одним из выразительных городских пейзажей — Невским проспектом.

Можно отметить, что в наше время ограждения и скульптуры подвергались реставрации. В период Великой Отечественной войны скульптурные группы были сняты с пьедесталов и закопаны в саду Дворца пионеров. Во время войны Аничкову мосту были нанесены серьёзные повреждения. Но ещё до Дня Победы были восстановлены чугунные ограждения и гранитные постаменты, а к Первому мая 1945 года скульптурные группы вернулись на свои пьедесталы.

Почти уже два столетия эти 4 скульптурные группы приводят в восторг всех, кому посчастливилось их увидеть. В них ощущается мощная экспрессия, яркая пластичность, кипучая жизнь.






Поделиться: