Перейти к содержимому

Музей изобразительных искусств Республики Карелия

Юбилей одной строкой: 205 лет со дня рождения русского художника Ивана Хруцкого

Наташа на стуле (портрет Н.П.Кончаловской в детстве). 1910

8 февраля — 205 лет со дня рождения русского художника Ивана Трофимовича Хруцкого (1810- 1885).

В живописи первой половины XIX века Иван Хруцкий – единственный мастер натюрморта.

Академию художеств Хруцкий посещал в качестве «постороннего ученика», то есть вольноприходящего. В 1839 г. художника «Известного Академии отличными трудами в портретной, пейзажной и, особенно, по живописи плодов и овощей» удостоили звания академика. Характерна последняя фраза в тексте академического Совета – она свидетельствует о том, что термин «натюрморт» ещё не был привычным в то время. Главным достижением И. Т. Хруцкого стало создание ряда замечательных натюрмортов, положивших начало развитию этого жанра в русском искусстве.

1840-е годы можно назвать временем расцвета творчества И. Хруцкого. Работы мастера имели шумный успех. Его полотна, прежде всего «Цветы и плоды», отразили общие для того времени представления о достоинствах, которыми должно было обладать произведение искусства.

Цветы и плоды
Плоды и дыня

Начиная внимательно изучать картины, обращаешь внимание на одно из важнейших достоинств – иллюзорное жизнеподобие изображаемых предметов. Благодаря тщательной, сглаженной манере письма, мастер добивается реалистической достоверности в передаче объёмов и особенностей фактуры дерева, керамики, металла, позволяет прикоснуться глазами к пушистой кожице персиков, ощутить пружинистую округлость виноградин, бархатистость цветочных лепестков.

Учась в Академии, Хруцкий часто бывал в Эрмитаже, где копировал картины западноевропейских художников XVII –XVIII веков в жанре натюрморта. Отголоски классической традиции проявляются у И. Хруцкого не только в продуманной завершённости композиции и технике письма, но и в отдельных деталях. В частности, на переднем плане некоторых натюрмортов Хруцкого можно увидеть лимон с надрезанной спиралью кожицей – непременный атрибут одного из типов голландского натюрморта, именуемого «роскошным завтраком», а нож и медные монетки, аккуратно уложенные перед грудой овощей, можно встретить в так называемых «кухнях» и «рынках».

Цветы и плоды

Но в целом, натюрморты Хруцкого отличаются как раз не «музейным» содержание. В них нет старинных и роскошных предметов, их заменяют вещи, современные художнику и вполне обыденные: фаянсовый кувшин или ваза, фрукты и цветы – не изысканные обитатели оранжерей, а привычные для жителей средней полосы садовые и огородные растения. Это пионы, незабудки, смородина, земляника, овощи.

Таким образом, натюрморты повествуют о жизни небогатого горожанина или жителя небольшого поместья второй трети XIX века, и, не случайно, именно в этой среде полотна И. Хруцкого пользовались большим спросом.

Битая дичь, овощи и грибы
В комнате (мальчики, рассматривающие альбом с картинками)


Поделиться: