25 ноября в МДОУ «Центр развития ребенка — детский сад № 107, в рамках музейно-педагогической программы» «Здравствуй, музей!», состоялось открытое занятие в старшей группе «У Самовара — Самоварыча…»
Уже не в первый раз детский сад № 107 приглашает представителей детских дошкольных учреждений на открытое занятие. Кто же не любит ходить в гости? Тем более, если это не обычное открытое занятие, а игра с чаепитием. И мы с радостью приняли приглашение.
Открытые занятия по музейной педагогике в этом детском саду любят все, и мы, музейные сотрудники, и педагоги из других объединений. Жанна Васильевна Огородникова, педагог творческий, каждое ее занятие яркое, красочное путешествие в мир искусства.
В начале занятия на экране демонстрировалась картина Б.М.Кустодиева «Купчиха за чаем». Вместе с педагогом, дети рассматривали ее частями и называли знакомые жанры искусства. В первой открывшейся части картины, дети узнали летний пейзаж – небо, облака, кроны деревьев и даже слышали пение птиц. На следующем фрагменте появилась кошка. Этот веселый персонаж вызывал особый интерес, фрагмент картины сопровождался музыкальным этюдом. Следующий эпизод картины — спелый красный арбуз с черными косточками, жирный кекс, булочки, фрукты, фарфор, большой самовар дети назвали сразу — это натюрморт. Когда на экране появилась вся картина, педагог предложила детям внимательно рассмотреть портрет купчихи, детали ее одежды, прическу. На заднем плане картины дети наблюдали написанный художником город с церквами и торговыми рядами. Обращая внимание на убранство стола, посуду, самовар, Жанна Васильевна рассказала о русской ярмарке, на которой можно было купить эти предметы и угощения, и предложила отправиться за покупками. На ярмарке, маленьких гостей порадовало много интересного — посуда для чайной церемонии, разные виды самоваров, игрушки, сладости. Каждый ребенок купил на ярмарке сладкого петушка.
В следующей части занятия для всех ждал сюрприз — картина Б.М.Кустодиева «Купчиха за чаем» оживает и за накрытый стол приглашает сама хозяйка. Купчиха рассказывает историю самовара, знакомит детей с традицией русского чаепития, учит детей пить чай, как в старину, из блюдца, угощает разными сортами варенья, просит угадать, из какой ягоды оно приготовлено. Такая ожившая известная картина детям очень понравилась, и название запомнили и имя знаменитого художника! Педагог четко согласовал содержание занятия с основными принципами музейной педагогики: наглядность, эмоциональность и интерактивность.