27 февраля 2016 г. – 185 лет со дня рождения русского художника Николая Николаевича Ге (1831 — 1894).
Родился в Воронеже. Отец его был внуком французского эмигранта, обосновавшегося в России в конце XVIII столетия. Учился в Академии художеств (1850-1857) у П. В. Басина, работал в Риме и Флоренции (до 1869). Уже в 60-х гг. творчество Ге отличалось новизной трактовки традиционной для академического искусства евангельской тематики, драматической взволнованностью, смелой постановкой философско-этических проблем («Тайная вечеря» 1863, «Вестники воскресения» 1867). После возвращения из Италии Н. Н. Ге сблизился с передовыми художниками, стал членом-учредителем Товарищества передвижных художественных выставок. Обратившись к исторической живописи («Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе» 1871), он находит тему большого гражданственного содержания, глубоко раскрывает столкновение двух противоборствующих исторических сил, правдиво передаёт движение чувств, внутреннюю жизнь действующих лиц.
Гуманизм Ге очень ярко проявился в серии портретов. В них присуще соединение простоты, естественности, психологической сдержанности с лиризмом, взволнованностью образа, с особой драматичностью душевного строя и эмоциональностью пластического решения. Таков портрет Л. Н. Толстого за письменным столом в кабине хамовнического дома (1884), где в образе писателя так прекрасно передана полная отрешенность человека, целиком погрузившегося в работу.
С особым вдохновение и энергией написан «Автопортрет» (1892). Это – образ мыслителя и проповедника с внешностью библейского пророка, образ, насыщенный творческой страстью, в которой отражается сложная и богатая душевная жизнь большого человека и художника.
В творчестве Николая Николаевича Ге особенно ярко воплотились мучительные поиски новых путей в искусстве. Вот почему так сплетаются в творчестве художника, казалось бы, взаимоисключающие тенденции: стремление сохранить эмоциональную цельность искусства, создать большой стиль в духе классической традиции, раскрыть беспощадную правду жизни, обнажить трагическое уродство действительности и, наконец, выразить в художественном образе субъективное, в широком смысле слова лирическое начало.