Перейти к содержимому

Музей изобразительных искусств Республики Карелия

Год грядущий, искусство и книжные страницы

Наступает 2014 год. По восточному календарю — Год синей деревянной лошади.

Анималистика составляет одну из важных  и интереснейших страниц как в истории русского искусства, так и в искусстве других стран.

Изображение сцен с лошадьми  относится к любимым темам русских художников всех времен. Лошади в иконах «Святой Георгий и «Флор и Лавр» древнерусских мастеров. Знаменитые и безымянные у живописцев, скульпторов, графиков XVIII  — ХХ столетий грациозные животные представлены с людьми или без них, отдыхающими и работающими, побеждавшими на скачках и бегах, усталыми  и замученными тяжелым трудом. Всегда художники, писавшие, рисовавшие и лепившие лошадей, делали это с любовью, нежностью, глубоким уважением и даже восторгом перед их красотой, изяществом и силой.

Отправной точкой  к оформлению книжной выставки стал богато иллюстрированный альбом: Лошади в русском искусстве.- Санкт-Петербург: Государственный Русский музей, 2001.

Предлагаемое издание – первая монографическая публикация материалов, посвященная  замечательной теме: лошади в произведениях из коллекции Государственного Русского музея.

Продолжают эту тему альбомы о знаменитых русских художниках:

Карл  Павлович Брюллов.- Санкт-Петербург: ГРМ, 1999.

В. Васнецов.  – Москва: Изобразительное искусство, 1989.

Н. Лапунова. Митрофан Борисович Греков. – Москва: Изобразительное искусство, 1982.

Также на выставке представлены книги, отражающие тему лошади в декоративно-прикладном искусстве:

Русские игрушечные кони.- Москва: Советская Россия, 1976;

Русская народная игрушка. —  Санкт-Петербург: ГРМ, 2002.

Скульптура представлена  книгой  из серии «Биография московского памятника»  о конном памятнике:

А. А. Смирнова. Памятник М. И. Кутузову. – Москва: Московский рабочий, 1986.

В этом разделе выставки  нельзя было не вспомнить о легендарных лошадях скульптурной группы «Укрощение коня человеком»,  созданной выдающимся  монументалистом П. К. Клодтом и установленной на Аничковом мосту в 1841 —  1850 годах.

О знаменитом творении Клодта можно прочесть в книге: Мосты и набережные Ленинграда.–  Ленинград: Лениздат,  1991.

Завершает выставку замечательно изданный альбом, посвященный  анималистическому искусству в целом:

Домашние и дикие.- Санкт -Петербург: ГРМ, 2004.

Поделиться: