Евгений Орлов, основатель знаменитого Музея нонконформистского искусства в Питере, в день открытия своей выставки в Петрозаводске устроил карелам «традиционный русский перформанс», то есть классическое водкопитие за искусство. Явление Орлова в Карелии глазами искусствоведа.
След Орлова на земле значителен и труднопереоценим. Евгений Орлов — основатель и директор Музея нонконформистского искусства. Того искусства, которое было под запретом и показывалось в советское время в лучшем случае на квартирных выставках. За каждым именем художника, представленного в коллекции этого музея, — судьба, достойная отдельного исследования.
Орлов, учившийся в Мореходном училище имени Макарова, а затем уже только в Училище имени Серова, – один из капитанов колоссального корабля под названием «Пушкинская, 10». Это всемирно известный арт-центр, где находятся несколько десятков мастерских художников и ателье рок-музыкантов, таких, как Юрий Шевчук и Вячеслав Бутусов. Более двадцати лет тому назад это пустующее здание по Лиговскому проспекту художники захватили самовольно и не просто не уступили его никому, а продолжают работать, делать выставки, проводить концерты экспериментальной музыки. И художники со всего мира считают за честь выставиться в залах музея знаменитой «Пушки».
«Картины Евгения Орлова – самородные кристаллы духа. Припадая к их чистым граням, мы можем увидеть лазурь вечности. И ощутить касание благодати», — написал поэт и философ Юрий Линник. Вот и у нас появилась возможность все это ощутить. В Музее изобразительных искусств РК открылась персональная выставка Евгения Орлова «Надмирная тишина». До Петрозаводска она уже побывала в Санкт-Петербурге, в Музее Рериха в Изваре и в Стокгольме.
Евгений Орлов – русский художник-космист. Продолжатель традиций, заложенных в искусстве Николаем Константиновичем Рерихом, которому принадлежит высказывание: «Культура или почитание Севера зиждется на краеугольных камнях красоты и знания».
Этот краеугольный камень крепко лежит в основе жизни и творчества Орлова. Север – главная тема его искусства и территория его души.
В своих картинах Орлов очищает мир от всего лишнего, суетного. В них остается то, что прежде всего характерно для Севера: огромные водные пространства, которые отражают небесный простор, монастыри, словно не имея земного притяжения, парят в центре мироздания. Храмы, освященные несказанным светом белых ночей, изображены на пересечении земного и небесного.
Он считает своим учителем художника-космиста Бориса Алексеевича Смирнова-Русецкого, отсидевшего в советских лагерях пятнадцать лет, но оставшегося верным идеалам Рериха в искусстве и жизни. Евгений говорил мне о том, что учитель может встретиться человеку в любом возрасте, нужно лишь суметь его узнать. Орлов узнал.
На полотнах художника часто можно видеть, что отражение фигур монахов, например, крупнее по размеру, чем собственно фигуры, так как Орлов считает, что важнее не то, чем кто-то является сейчас, а тот след, который человек оставит на земле.
Евгений Орлов — автор концепции «Саморазвивающийся квадрат». Один из организаторов группы «Пятая четверть» и группы «7» (семь). Член международной федерации художников (IFA). Вице-президент товарищества «Свободная культура». Участник более 200 выставок в России и за рубежом. Консультант стокгольмской галереи «Терсеус» по современному русскому искусству, куратор выставок русских художников–нонконформистов музея «Marsh Gallery».
Список впечатляет. При этом много раз Орлов привозил свои (и не только) работы на наши музейные выставки, дарил картины Музею изобразительных искусств Республики Карелия и подбивал на это своих друзей художников (в наше время музею деньги выделяют на приобретение произведений только художников Карелии).
Щедрость натуры художника оценили и счастливчики, пришедшие на «традиционный русский перформанс» на открытии выставки, участниками которого стали сами зрители, с аппетитом поглощавшие традиционные для России продукты и напитки.
Выставка Евгения Орлова в Петрозаводске продлится до 10 марта 2013 года.
Анита Дункерс, куратор выставки.
Фото: Яков Симанов