Перейти к содержимому

Музей изобразительных искусств Республики Карелия

Юбилей одной строкой: 200 лет со дня рождения замечательного русского художника Павла Андреевича Федотова

Порт в Сиене. 1912

4 июля 2015 г. – 200 лет со дня рождения замечательного русского художника Павла Андреевича Федотова (1815 – 1852)

Необычным путём пришёл в искусство офицер лейб-гвардии Финляндского полка Павел Андреевич Федотов. Родился он в 1815 году на окраине Москвы в семье отставного поручика. В бедности, постоянной нужде протекало его детство. Первые детские впечатления сыграли большую роль в творческой практике художника. «Запас наблюдений, сделанных мною при самом начале моей жизни, писал впоследствии Федотов, — составляет… основной фонд моего дарования».

Будучи военным, он в свободное время рисует, изображая повседневную жизнь военных, офицерский быт, портреты товарищей. Он подмечает характерные сценки и оригинальные подробности. Стремясь к правдоподобию, он добивался безупречной точности в деталях и звучности цвета. Популярность Федотова росла, но желание быть настоящим художником, а не военным портретистом-репортером, заставляло задуматься о будущем. Он подает прошение предоставить ему возможность профессионально изучать живопись и неожиданно получает от императора Николая I позволение оставить службу. Поселившись неподалеку от казарм своего полка и Академии художеств в ветхом домике, Федотов окунулся в новую, самостоятельную жизнь.

В апреле 1848 года Федотов решился представить в Академию художеств первые живописные работы. Увидев картины, К. П. Брюллов пригласил к себе художника и поздравил его, сказав: Я от вас ждал, всегда ждал, но вы меня обогнали». Благодаря поддержке уважаемого профессора, Федотов получил звание «назначенного академика» и денежную помощь на окончание третьей картины – «Сватовство майора», которая принесет ему звание академика.

Сватовство майора (1848), Третьяковская галерея

В октябре 1849 г. на выставке Академии художеств экспонируются три картины Федотова и производят подлинный фурор. На фоне других жанровых сюжетов его полотна смотрелись как остановленное театральное действия, как спектакль жизни. Человек и его природная пластика, вещь, ее конструкция и материал – все в глазах Федотова оказывалось художественной ценностью. Он был острым на глаз наблюдателем и жил в эпоху, когда вещи, предметы одежды и обихода являлись точными сословными признаками, когда образ жизни и стиль поведения определялся социальным статусом (картины «Свежий кавалер», «Разборчивая невеста», «Завтрак аристократа» и др.).

Игроки (1852)
Вдовушка (1851—1852), Третьяковская галерея

Время пребывания в Москве весной 1850 г. стало высшей точкой жизненного успеха Федотова. Он начинает работу над картиной «Вдовушка», навеянную судьбой его сестры.Так Федотов, насмешник над людскими слабостями и пороками, становится философом, человеком, открывавшим новые темы и новые формы выражения своих мыслей и чувств.

Анко́р, ещё анко́р!,неоконченная последняя картина Федотова (1851—1852)

Быстротечность времени, душевные страдания и трагизм становятся темами его последних картин: «Анкор, еще анкор!», «Игроки». Напряжение постоянной работы, затяжные головные боли, болезнь глаз подтачивала силы, обернувшись душевной катастрофой. «Однажды вечером, окончив свои занятия, Павел Андреевич, одетый кое-как, вышел; он пошел по направлению к Смоленскому полю; затем, выйдя в поле недалеко, сел на гранитный камень. Был вечер, солнце садилось. Картина знакомая. Перед ним виднелось Смоленское кладбище. А за стеною был город, из которого доносился гул экипажей. Федотов сидел долго, долго, охватив голову руками, и зарыдал. Вот тогда оборвались натянутые струны!…» ( из воспоминаний А. Дружинина). Летом 1852 г. художник попадает в лечебницу для душевнобольных. Жизнь Федотова кончилась трагически – в этом же году он умирает в возрасте 37 лет. Хоронили Павла Федотова в мундире штабс-капитана лейб-гвардии Финляндского полка, а позже при полковом музее была сделана экспозиция, посвященная художнику. «Так жил и умер человек, про которого можно сказать, что он был живым олицетворением самого страшного, упорного труда, живым носителем правды и образцом для будущих русских художников. И пусть пример Федотова, его горячее искание правды и новых путей для искусства вдохновляют и дальше ту плеяду прекрасных художников, которыми русское искусство и общество по справедливости могут и должны гордиться!» (Л. К. Дитерихс).

В связи с юбилейной датой в 2015 году в журналах «Юный художник», «Мир музея» «Искусство — 1 сентября»  были опубликованы многочисленные статьи о великом художнике. В библиотеке музея, наряду с этими журналами, имеется достаточно большое количество альбомов, сборников, сериальных и научных изданий с материалами о Павле Андреевиче Федотове — мастере русской реалистической живописи XIX века.  

Поделиться: