Перейти к содержимому

Музей изобразительных искусств Республики Карелия

2 августа — день Святого пророка Ильи, ревнителя истинной веры и повелителя природных стихий.

2 августа (20 июля ст. ст.) отмечается день пророка Илии. Он приходится на самый жаркий период лета, когда нередки  сильные грозы,  льют короткие, но обильные  дожди и наступает  время   жатвы и уборки урожая. По народным поверьям, во время грозы сам Илья пророк едет по небу на огненной колеснице и мечет  огненные стрелы в змия.  По молитве пророка Господь посылает на землю дожди или, напротив,  устанавливает засуху. Таким образом, Илья почитается в народе прежде всего как ревнитель истинной веры и повелитель природных стихий. В этом отношении Илья является преемником чудодейственной силы языческого бога грозы и молнии Перуна.  Кроме того, Илья, взятый на небеса живым, является прообразом  самого Иисуса Христа, вознесшегося на  сороковой день по Воскресении.

Особой популярностью образ пророка Ильи пользовался на Севере, может быть потому, что при  нежарком и изменчивом северном климате было особенно важно вознести молитвы к Илье пророку, умилостивить его, призвать  на помощь в защите урожая. Самым излюбленным сюжетом  из жития Илии пророка для древнерусских иконописцев  являлось  его вознесение на небеса  в огненной колеснице. А в 18 и 19 веках  староверы, принимающие добровольное самосожжение   в срубах, как бы уподобляли себя  Илье пророку, возносясь в очищающем пламени.

На Русском Севере, в том числе и в Карелии, сохранилось немало икон на этот сюжет. Одна из самых изысканных и поэтичных икон конца 16 в. хранится в фондах  Музея изобразительных искусств Республики Карелия.   Илья изображен стоящим в повозке, запряженной четверкой коней. Ангел направляет движение к благословляющей деснице Бога.  Стоящий справа пророк Елисей принимает упавшую милоть  (плащ) Ильи. Справа дана дополнительная сценка, где ангел пробуждает пророка и сообщает  о грядущем  вознесении.

Это, казалось бы,  полное динамики событие развивается  неспешно. Иконописец  не столько показывает драматизм действия, сколько раскрывает  его символический подтекст. Все построение композиции, вертикальная устремленность плавных  линий рисунка  призваны  подчеркнуть движение вверх, к небесной сфере  с благословляющей десницей Бога в верхнем левом углу. Этому развитию по вертикали  помогает и вытянутый формат иконной доски. Движение как бы отталкивается от  горизонталей нижней части изображения, где на берегу водного потока возлежит спящий Илья.  По фигуре Елисея движение устремляется к колеснице Ильи и  ангелу, направляющему движение к Божественной деснице. Интересно, что в отличие от большинства икон, огненный вихрь имеет спокойную идеально-круглую форму и располагается вверху почти  по вертикальной  оси иконы, слегка отклоняясь влево.

Икона выделяется среди памятников Обонежья красотой рисунка и гармонией колорита. Изящны силуэты крылатых коней в огненном вихре, тонкие текучие  линии очерчивают контуры  фигур, легкими уступами вздымаются вверх горки. Удивительной цельностью  отличается   колорит, так отличающий эту икону от обычно ярких и контрастных цветов на большинстве  произведений  на этот сюжет. Он  построен на сочетании  темно-красного, желтого, светло-зеленого, зеленовато-голубого и  нескольких оттенков  охристого.

Точное происхождение данного произведения неизвестно. Икона была раскрыта   реставратором ГЦХНРМ  В. А.  Зборовским в 1967 г.

 

Увидеть уникальные Северные письма — коллекцию икон XV-XIX вв. — вы можете в постоянной экспозиции Музея ИЗО РК.

Каждое ВОСКРЕСЕНЬЕ августа в 14.00 проходит БЕСПЛАТНАЯ экскурсия хранителя коллекции Владимира Платонова по разделу постоянной экспозиции «Древнерусское искусство» (иконы XV-XIXвв.) (вход по билету на любую выставку).

Информация и запись на экскурсии по тел. (8142)78-37-13

Поделиться: