Рембрандт Хармес Ван Рейн (1606-1669) — выдающийся голландский живописец, рисовальщик, мастер офорта.
Рембрандт родился в семье состоятельного мельника. Его образование было по тем временам весьма изрядным; отец желал видеть своего сына ученым-гуманитарием. Однако открывшееся влечение к искусству победило, и, поработав в мастерских нескольких живописцев г.Лейдена и Амстердама, Рембрандт, совсем молодым, начинает выступать как портретист и автор сюжетных композиций – на темы библейской легенды, античной мифологии, которые перемежались с современными жанровыми мотивами. В этот период художник создает работы, чрезвычайно интересные и значительные. Это, прежде всего, офорты и рисунки, посвященные будничной жизни простонародья. Безобразное, нелепое, убогое – главные темы графики мастера в эти годы. Никакой красивости, идеализации – проза жизни, зачастую горькая и уродливая, предстает во всей своей неприкрашенной наготе. Познание человеческой природы, в т. ч. ее ещё мало знакомой искусству той эпохи области – безобразного, — было содержанием этих экспериментов.
Полотно переходного периода, например, «Автопортрет с Саскией на коленях» (1636) с основной идеей – гимн человеческому счастью, исполненной полнокровной радости и могучей широты. Бурный темперамент, великолепная жизненная энергия, упоение всеми радостными благами бытия – вот чувства, которыми насыщена картина.
В картинах тридцатых годов барочные традиции все больше уступают психологическим тенденциям, глубокой и возвышенной поэзии человечности . Так, в «Данае» (1936) все побеждает, подчиняет себе мощный поток лирического чувства, торжествующая красота искренних сердечных порывов.
На рубеже 30-40 годов происходит значительная перестройка живописно-пластического построения композиций картин Рембрандта. Логическим развитие этой художественной системы было появление в картинах , и прежде всего, в портретах, величайшего из его образно-стилевых приёмов – светотени. Создавая вокруг фигур вибрацию воздуха, ложась в сложных вариациях и оттенках на лица и руки, заставляя одежду то загораться темным блеском, то погружаться в полумрак, рембрандтовская светотень оказывается как бы материей жизни человеческого духа. «Портрет Брейнинга» (1652), «Портрет Сикса» (1654)- «портреты-биографии».
В 1642 г., создав «Ночной дозор» — групповой портрет, который, однако, воспринимается то ли исторической картиной, то ли причудливым жанром, Рембрандт пошел на резкий разрыв с мещанской ограниченностью вкусов голландской буржуазии. Блистательный полет фантазии гения их смутил и озадачил. Художника начинают считать сомнительным чудаком. Постепенно он становится отверженным. Его сначала отталкивают, а потом забывают. Он живет и умирает в безвестности и нищете.
Величие фигуры Рембрандта в мировой живописи оценили только через два столетия.