3 мая — 145 лет со дня рождения русского художника Александра Николаевича Бенуа (1870 — 1960)
Проявивший себя во многих сферах – в литературе, живописи, истории искусства, критике, режиссуре, сценографии, — Александр Бенуа был крупнейшим представителем общества «Мир искусства», созданного во многом благодаря его усилиям.
Живописью и рисунком А. Бенуа занимался с самых юных лет: первой его замечательной работой стал цикл видов Версаля, написанных во время первого парижского путешествия в 1896 году. Он положил начало широко известным циклам художника на версальские темы – свои любимые виды он писал вплоть до последних дней жизни.
Крупный знаток французской культуры XVII и XVIII веков, А. Бенуа почитал старинную королевскую резиденцию квинтэссенцией художественного духа великой страны. Это восхищение он стремился воплотить в пейзажах, жанрах, книжных иллюстрациях, театральных декорациях. В станковых произведениях, в основе которых лежали натурные впечатления, художнику хорошо удавалось передать поразительную пространственность Версаля, этого регулярного земного парадиза, созданного близ Парижа волей Короля солнца, фантазией и умением великих архитекторов, скульпторов, садовников.
В эпоху «Мира искусства» версальские картины, партеры, водоёмы чаще всего служили у Бенуа фоном, средой, ареной для куртуазно-забавных жанровых сюжетов из быта тщеславного королевского двора.
Александр Бенуа принадлежал к числу реформаторов русского искусства книги и театрально-декорационной живописи в начале ХХ века. Графически отточенные иллюстрации А. Бенуа к «Медному всаднику» А. С. Пушкина (изд. В 1923 г.) созвучны и лиризму, и драматическому пафосу поэмы. Его декорации, эскизы костюмов и бутафории отмечены художественной целостностью и тонким чувством стиля (опера «Гибель богов» Р. Вагнера(1903 г.), балет «Павильон Артемиды» Н. Черепнина (1907 г.). С 1908 г. оформлял спектакли С. П. Дягилева в Париже.