Перейти к содержимому

Музей изобразительных искусств Республики Карелия

Юбилей одной строкой: 140 лет со дня рождения художника Петра Кончаловского

Автопортрет. 1943

21 февраля 2016 г. – 140 лет со дня рождения художника Петра Петровича Кончаловского (1876 — 1956).

Автопортрет. 1943

Живописец, акварелист, рисовальщик, художник театра. Портретист, пейзажист, жанрист, автор натюрмортов. Жил и работал в Москве. Народный художник РСФСР, Действительный член Академии художеств СССР,  Лауреат Государственный премии СССР.

Первый ящик с красками мальчику подарил К. А. Коровин, который уговорил отца Кончаловского не противиться стремлению юноши уехать за границу для изучения живописи. Начинающий художник поселился в Париже и стал посещать академию Жюльена (1897-1898). Вернувшись в Россию, Кончаловский поступает в петербургскую Академию художеств, которую заканчивает в 1907 г.

В 1910-х годах П. Кончаловский, наряду с Машковым, Фальком, Лентуловым, становится одним из организаторов «Бубнового валета», стремившейся привить русскому искусству достижения французской современной живописи и откровенно декоративную трансформацию натуры, яркую праздничность цвета, присущую народному искусству. После Октябрьской революции, принятой художником с большим энтузиазмом, Кончаловский создает холсты, поражающие бурной радостью мировосприятия.

Порт в Сиене. 1912
Хлебы на зеленом. 1913

Натюрморты, «изумительные по обласконности каждого предмета» как писал Луначарский, остались самой многочисленной группой произведений в наследии мастера. До конца его дней натюрморт остается любимым жанром, в котором художник сумел передать волновавшие его впечатления космичности жизни каждого предмета. К ним относятся знаменитые «Сирени», чьи сочные грозди своей телесной обильностью как бы символизируют его искусство.

Сухие краски. 1913
Сирень в стеклянной банке. 1952

В коллекции Музея изобразительного искусств РК – 3 произведения П. П. Кончаловского. Его картина «Сирень в стеклянной банке» (1952). Холст, масло, 74х92 занимает видное место в постоянной экспозиции музея.

За долгую творческую жизнь живописец создал целую галерею образов выдающихся современников. Ему позировали С. Прокофьев (1934), В. Мейерхольд (1938), А. Толстой (1941). В них обнаруживается та сопричастность общечеловеческому, созидательной мощи жизни, которую Кончаловский прежде всего ценил в людях.

Наташа на стуле (портрет Н.П.Кончаловской в детстве). 1910
Портрет В.Э.Мейерхольда. 1937

К большим достижениям художника относится «Новгородская серия», созданная во второй половине 20-х годов. Кончаловский неутомимо пишет пейзажи, жанровые сцены, портреты, из которых возникает единый образ Руси с ее многовековой историей, отразившейся в ландшафтах, зданиях, людях.

Изумительный колористический дар художника превращал все видимое в драгоценные краски полотен, обилие замыслов и образов поражало широкую, близкую к импровизационной, манеру письма, энергичный мазок, сложнейшую фактуру.

Творчество П. П. Кончаловского поражает своей цельностью, ему свойственно передача праздничности и языческой радости бытия.

Поделиться: