14 октября (1 окт. ст. ст.) – Покров Пресвятой Богородицы
Покров Пресвятой Богородицы – очень чтимый народом праздник октября. В основе праздника лежат византийские сказания о том, что Богородица взяла народ под свою защиту (покровительство, покров) в годы бедствий. Когда Константинополь был окружен иноплеменниками, народ собрался в храме и молился о спасении. Чудо явления Богородицы увидел святой Андрей, Христа ради Юродивый (ум. ок. 936 г.). Богородица вошла в храм в сопровождении святых и помолилась Спасителю. Затем она распростерла над народом свою верхнюю одежду (мафорий) в знак покровительства.
В Византии почитали еще так называемое «обычное чудо», происходившее во Влахернском храме во время вечерней пятничной службы, когда чудесным образом поднималась завеса, скрывавшая изображение Богородицы на стене.
На основе этих сказаний и сформировался иконописный сюжет «Покров Богородицы». Часто с этим сюжетом сочетали изображение Романа Сладкопевца – знаменитого автора песнопения в честь Богородицы (491 – 518 гг.).
В народном православии праздник Покрова получил и многие другие смыслы. Так, незамужние девушки молились в этот день о замужестве. Считалось также, что на Покров должен выпасть первый снег. На Руси широко было известно поверье: «Бел снег землю покрывает, не меня ли, молоду, замуж снаряжает».
В Музее изобразительных искусств РК хранится много икон с изображением «Покрова Богородицы». Здесь мы публикуем две из них.
На иконе XVI в. из Заонежья воспроизводится так называемый «новгородский извод» (тип композиции): В центре стоит Богородица, а над нею два ангела поддерживают ярко-красный мафорий – покров. Вверху изображены главы храма, но подразумевается, что действие происходит внутри него. Внизу по центральной оси изображены царские врата – вход в алтарь. Слева и справа изображены ангелы, святители, апостолы с Иоанном Предтечей, мученики и Андрей Юродивый, указывающий на чудо своему ученику Епифанию. Такая композиция сложилась в новгородской иконописи в XIX — XV веках. На Севере ее продолжали воспроизводить и в XVI в.
Вторая икона, также происходящая из Заонежья, относится к творчеству северного мастера конца XVI в. Это характерное произведение «северных писем». Композиция перенасыщена деталями и подробностями сюжета. Изображения Спасителя и Богоматери окружены целым сонмом ярко-красных серафимов и херувимов. По сторонам от Богородицы изображены сюжеты из жития Романа Сладкопевца. Однажды ему в сонном видении явилась Богоматерь, которая вложила в его уста свиток с тексом песнопения. Проснувшись, Роман обрел дар сочинения песнопений в честь Богородицы. Внизу на церковном амвоне видны две фигурки диаконов, один из которых – Роман Сладкопевец. Изображение Романа пришло из среднерусского извода этого сюжета. Слева и справа от центра представлены святые, в том числе Андрей Юродивый с Епифанием. Икона обладает ярким, насыщенным колоритом и очень занимательна для рассматривания.
Иконы были раскрыты В.Г. Брюсовой в 1956 г. и Н.В. Перцевым в 1976 г.
Текст подготовлен В.Г.Платоновым, хранителем коллекции «Древнерусское искусство»
Информация и запись на экскурсии по телефону (8142)78-37-13.