Роберт Фальк происходил из интеллигентной и образованной московской семьи, соединивший в себе русскую и немецкую культурные традиции.
В 1905 г. Фальк поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Своими учителями он всегда называл В. А. Серова и К. А. Коровина, школа которых заложила основу его творчества. Живопись студенческих лет наполнена игрой света и цвета, форма растворяется в цвете. Фальк покидает училище в 1910 году; в том же году вместе с группой молодых художников — Михаилом Ларионовым, Петром Кончаловским, Ильей Машковым, Аристархом Лентуловым он создает новое художественное объединение «Бубновый валет». В выставках «Бубнового валета» участвовали почти все художники русского авангарда, они объединились в борьбе с традиционной условностью формы и цвета и прибегали к нарочитому огрублению живописи, даже намеренному «эпатированию» публики. Родство своему искусству они находили в лубке, декоративности городских выставок, а с другой стороны – в творчестве европейских новых мастеров, прежде всего Сезанна.
« В этот период я любил яркие контрастные сочетания, обобщенные выразительные контуры… В какой-то мере я отдал дань кубизму, многие мои вещи того времени отличаются сдвигами формы», — говорил Фальк. Эмоциональное начало всегда присутствовало в живописи художника, окрашивая своеобразным лиризмом. «Живопись – не изобразительное, а пластическое искусство», — утверждает Фальк. Усложняется и живописная система работ, появляется сложная многослойность живописи, идущая во многом от старых мастеров, Рембрандта более всего.
В портретной живописи не было заказных работ, модель привлекала внутренней близостью, либо характерностью своим человеческим «типом». Лучшее создание Фалька – портрет «В белой шали» (1947), где драгоценная многослойность мазков создает невиданно сложную и трепетную живописную материю, пронизанную огромной духовной силой.
Поздние натюрморты Фалька, составленные из немногих очень простых предметов — картошки, крынок – исполнены с той возвышенной простотой, какая может быть только следствием душевной мудрости и проникновения в суть явлений.
« В живописи Фалька, — сказал М. В. Алпатов, — самое главное не то, как ложатся мазки и цветовые пятна. Главное – это то, как они таинственно преображаются в признаки духовного величия человека, каким образом мы, свидетели этого превращения, приобщаемся через них к самым ценностям искусства».
В фондах нашего музея хранится одна работа Р. Р. Фалька: «На Неве. Ленинград», 1939.