Перейти к содержимому

Музей изобразительных искусств Республики Карелия

Юбилей одной строкой – 130 лет со дня рождения художника Роберта Рафаиловича Фалька (1886 — 1958)

Роберт Фальк происходил из интеллигентной и образованной московской семьи, соединивший в себе русскую и немецкую культурные традиции.

В 1905  г. Фальк поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Своими учителями он всегда называл В. А. Серова и К. А. Коровина, школа которых заложила основу его творчества.  Живопись студенческих лет  наполнена игрой света и цвета, форма растворяется в цвете. Фальк покидает училище в 1910 году; в том же году вместе с группой молодых художников — Михаилом Ларионовым, Петром Кончаловским,  Ильей Машковым, Аристархом Лентуловым он создает новое  художественное объединение «Бубновый валет». В выставках «Бубнового валета» участвовали почти все художники русского авангарда, они объединились в борьбе с традиционной условностью формы и цвета и прибегали к нарочитому огрублению живописи, даже намеренному «эпатированию» публики. Родство своему искусству они находили в лубке, декоративности городских выставок, а с другой стороны – в творчестве европейских новых мастеров, прежде всего Сезанна.

« В этот период я любил яркие контрастные сочетания, обобщенные выразительные контуры… В какой-то мере я отдал дань кубизму, многие мои вещи того времени отличаются  сдвигами формы», — говорил  Фальк. Эмоциональное начало всегда присутствовало в живописи художника, окрашивая  своеобразным лиризмом. «Живопись – не изобразительное, а пластическое искусство», — утверждает Фальк. Усложняется и живописная система  работ, появляется сложная многослойность живописи, идущая во многом от старых мастеров, Рембрандта более всего.

В портретной живописи не было заказных работ, модель привлекала внутренней близостью, либо характерностью своим человеческим «типом». Лучшее создание Фалька – портрет «В белой шали» (1947), где драгоценная многослойность мазков создает невиданно сложную и трепетную  живописную материю, пронизанную огромной духовной силой.

Поздние натюрморты Фалька, составленные  из немногих очень простых предметов — картошки, крынок – исполнены с той возвышенной простотой, какая может быть только следствием душевной мудрости и проникновения в суть явлений.

« В живописи Фалька, — сказал М. В. Алпатов, — самое главное не то, как ложатся мазки и цветовые пятна. Главное – это то, как они таинственно преображаются в признаки духовного величия человека, каким образом мы, свидетели  этого превращения, приобщаемся через них к самым  ценностям искусства».

В фондах нашего музея хранится одна работа Р. Р. Фалька: «На Неве. Ленинград», 1939.

Поделиться: