Живописец, график, художник театра и прикладного искусства. Автор жанровых произведений, пейзажей, портретов.
Аршакуни, сколь бы ни было специфично его дарование – художник своего поколения. Поколения, духовное формирование которого определено резкими поворотами истории, событиями эпохи, умевшей сплетать общее с личным. Понятно, что на особенности творчества художника какой-то свет проливают факты из его биографии. И то, что он родился в Ленинграде в начале 30-х годов, и то, что светлая мелодия детства оказалась прерванной июнем 41-го. И то, что пережил самые тяжелые месяцы блокады, потерял мать, попал в детский дом, начав, по существу, с десяти лет самостоятельную жизнь. И то, что учился в Средней художественной школе и в Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина Академии художеств СССР в нелегкие послевоенные годы одновременно с Г. Егошиным и В. Ватениным — товарищеское общение с ними, конечно же, не прошло бесследно…
Поражает широта творческого диапазона мастера: живопись в ее основных жанрах, графика(гравюра на линолеуме, офорт, литография, книжная иллюстрация), сценография (театральный эскиз, аппликация, макет), декоративно-прикладное искусство (резная мебель, витраж). К чему бы ни прикасались его руки, все одухотворяется этим прикосновением, приобретает характерный отпечаток личности автора. Всё в его искусстве говорит языком цвета и пластики. Но именно цвет, живопись для художника тот стержень, который объединяет все остальное. Человека, восприимчивого к цвету, полнокровные, красочно-пряные холсты Аршакуни не могут оставить равнодушным. Глядя на них, попадаешь в особый мир, где знакомые вещи оказываются незнакомыми, новыми, иногда причудливо диковинными. Это мир удивительных цветовых неожиданностей, живописных приключений, властно навязывающий нам свои законы, с которыми мы сперва, вроде бы, не хотим согласиться, а потом с наслаждением им покоряемся. Яркое, резко отличимое колористическое дарование Аршакуни слишком очевидно.
Простые, как правило, по мотиву, работы художника в то же время поражают своей эстетической, художественной насыщенностью.
Аршауни писал Петербург. Среди его возлюбленных тем – театр и цирк, праздники, беседы, евангельские сюжеты.
Он резал по дереву и украшал изделия сказочными узорами, создавал витражи, расписывал фарфор. Предметы и мебель из его мастерской – выдающиеся произведения декоративно-прикладного искусства.
В 2003 г. З. П. Аршакуни был награждён Серебряной медалью Российской Академии художеств, а в 2007 г. стал её членом -корреспондентом. В 2012 г. он награждён Золотой медалью Российской Академии художеств.
Произведения мастера хранятся в собраниях около 50 музеев России, стран ближнего и дальнего зарубежья.
И мы горды тем, что в фондах нашего музея есть работы З. П. Аршакуни:
Окно, 1968. Холст, масло. 87х95,
Праздник Победы на Неве. Холст, масло. 89,5х111.1.
Портрет художника Марины Азизян. Холст, масло. 130х110.
Кружевницы, 1965. Бумага, линогравюра. 47,5х60.
У окна, 1966. Бумага, линогравюра. 57,5х64,5
Окно и зеркало, 1966. Бумага, линогравюра. 50х65.
Окно и зеркало, 1966.
Окно, 1968
Портрет художника Марины Азизян, 1969
Праздник Победы на Неве, 1969