Пророк Захария Серповидец из пророческого яруса
Серп в руке пророка Захарии как символ истребления грехов
На трехрядных иконах из Водлозерско-Ильинского погоста, среди пророков (в верхнем ряду) есть примечательное изображение пророка Захарии, который держит в поднятой руке серп. Что этим хотел сказать иконописец? В Книге пророка Захарии Ветхого Завета (гл. 5) есть упоминание о видении летящего свитка (свернутого наподобие серпа, как поясняют комментаторы), которым будет истреблен всякий, кто крадет, и всякий, кто ложно клянется именем Бога. Таким образом, серп символизирует победу над грехами.
Центральная икона: Спаса в силах; Распятие, Положение во гроб; Богоматерь Знамение
Торжественное и грозное явление небесных сил
Центральная икона комплекса демонстрирует нам явление небесных сил. Существует девять степеней (чинов) небесных созданий: Серафимы, Херувимы, Престолы, Господства, Силы, Власти, Начала, Архангелы, Ангелы. Первые три степени составляют высшую триаду: они ближе всех остальных чинов к Богу.
Изображение Спаса на престоле окружено темно-синим кругом с символическими изображениями небесных сил в виде крылатых головок. Под ногами Спасителя видны шесть колес, снабженных крыльями и глазами. Это «Престолы» — они составляют подножие Бога, на них почивает Бог. Здесь можно вспомнить слова из видения пророка Даниила (Книга пророка Даниила, гл. 7, ст. 9): «Видел я наконец, что поставлены были престолы, и возсел Ветхий Днями, одеяние на Нем было бело, как снег, волосы главы Его – как чистая волна, престол Его – как пламя огня, колеса Его – пылающий огонь».
Образ Богоматери с Младенцем в верхнем ряду иконы (Богоматерь Знамение) сопровождается изображениями головок с шестью крыльями. Это Херувим и Серафим, высшие духовные существа, имеющие прямое и непосредственное ведение Божественных тайн. Херувим охраняет древо жизни в Эдемском саду.