Перейти к содержимому

Музей изобразительных искусств Республики Карелия

Юбилей одной строкой: 100 лет со дня рождения известного карельского художника Суло Хейккиевича Юнтунена

Весна наступает, 1968. Бумага, акварель.

1 сентября – 100 лет со дня рождения известного карельского художника Суло Хейккиевича Юнтунена (1915 – 1980).

С. Х. Юнтунена справедливо считают первооткрывателем современного карельского пейзажа. Ему удалось взглянуть на природу Карелии глазами нашего современника, пластически осмыслить ее по-новому, услышать в ней биение пульса времени.

Жизнь художника была связана с Карелией на протяжении почти полувека. Он приехал сюда в 1934 году, а родился С. Х. в Петрограде, в семье финского рабочего. В 1920 г. семья переехала на родину в Тампере, где будущий художник учился сначала в обычной, а затем в специальной школе, овладевая ремеслом художественной обработки металла, занимался рисованием. Но жизнь в Финляндии не сложилась. Отец за левые убеждения потерял работу и семья приняла решение вернуться в СССР.

С. Х. Юнтунен, поступив на рабфак, одновременно начинает посещать открывшуюся в 1936 г. художественную студию при Доме народного творчества в г. Петрозаводске, которой руководил В. Н. Попов – ученик И. Е. Репина, талантливый художник, замечательный педагог.

После войны С. Х. Юнтунен возобновляет творческую работу, участвует в выставках. В 1951 г. его картины демонстрируются на Всесоюзной художественной выставке в Москве. Уже с первых лет своей творческой деятельности он прочно связывает свое искусство с пейзажем.

Весна наступает, 1968. Бумага, акварель.
Рыбацкие причалы, 1974-1978. Картон, темпера.

Размышляя о живописи, Юнтунен однажды заметил: «Восхищаться природой – мало. Это неизбежно приведет к повторению. Будешь работать «под Левитана» или «под Ван Гога». Для того, чтобы показать жизнь по-своему, надо научиться думать».

На протяжении долгой творческой жизни С. Х. Юнтунен менял взгляд на задачи пейзажной живописи. Если в начале творческого пути он, по собственному признанию, старался воссоздать самые прекрасные места, подбирая для этого хорошую погоду, соответствующее освещение, то позже понял, что величие природы не нуждается во внешних эффектах. Главным для живописца стало воплощение душевно-психологического склада края.

Направление поисков Юнтунена на рубеже 1950-60-х годов отвечало общим тенденциям развития советского искусства той поры. Постепенно в его пейзажах все сильнее начинают звучать интонации иного художественного языка, наблюдается переход от излишней детализации к пластическому обобщению и четкой композиции, от скрупулезной выписанности к свободной, раскованной живописной манере. Меняется и образный строй его полотен, он становится емким и насыщенным. Природа и человек с его деятельностью отныне почти всегда живут в полотнах С. Х. Юнтунена нераздельно.

Среди наиболее интересных пейзажей 1960-х годов – «Плот готов» (1964), «Белая ночь» (1960), «Лодки на берегу»(1969). Композиция их, как правило, динамична, изображение строится на сопоставлении чередующихся горизонтальных планов, уходящих вдаль. Нередко используемая художником высокая линия горизонта усиливает ощущение простора и необъятности карельской земли. А обобщенный живописно-пластический язык полотен подчеркивает их эпическое звучание.

Лодки на берегу, 1969. Плита твердая, темпера.

И словно стремясь осмыслить свое представление о родном крае, подвести итог творческим искание, художник создает в 1970-е годы большие полотна-панорамы «Новая Карелия» и «Карелия моя». В них, как в живописном эпосе – глава за главой, — развертывается неторопливое повествование о крае голубых озер и синих лесов, о людях, живущих на этой прекрасной земле.

Моя Карелия, 1969. Холст, темпера.
Рабочий день северной реки, 1972. Холст, темпера.

«Если мы, художники, сумеем глубоко осмыслить и прочувствовать как и чем живет наша страна, и передать это зрителю так, чтобы он сказал: да, это мой мир, я знаю его и люблю его! – если мы дадим ему возможность увидеть действительность шире и разнообразнее, то мы можем считать свою задачу во многом исполненной», — говорил С. Х. Юнутнен.

Суло Хейккиевич Юнтунен – Заслуженный деятель  искусств КАССР (1953),
Заслуженный деятель искусств РСФСР (1959),
Лауреат Государственной премии КАССР (1969),
Народный художник РСФСР (1970),
Народный художник СССР (1980).
Член Союза художников СССР с 1946 г. Участник художественных выставок с 1941 г.

Поделиться: