Перейти к содержимому

Музей изобразительных искусств Республики Карелия

1 марта 2018 года исполняется 155 лет со дня рождения А.Я.Головина

1 марта 2018 года исполняется 155 лет со дня рождения художника Головина Александра Яковлевича (1863 — 1930)

А. Я. Головин вошел в историю русского дореволюционного и советского искусства, прежде всего, как мастер театрально-декорационной живописи.  Вместе с тем, на протяжении  всей своей творческой жизни, Головин очень успешно обращался к различным жанрам станковой живописи: портрету, пейзажу, натюрморту.

Творческий облик Головина очень сложен, порой противоречив,  на протяжении дореволюционных лет он был тесно связан с «Миром искусства»- объединением, возникшим на рубеже XIX – XX вв.

В области театральной декорации и в станковой живописи  А. Я. Головин является подлинным художником-реалистом, отличающимся неповторимым своеобразием художнического видения и живописной манеры.  Он был одним из самых одаренных, даже среди блестящей плеяды художников-декораторов, участником  Русских сезонов Сергея Дягилева (балет И. Стравинского «Жар-птица», 1910).  Для произведений Головина стремление к целостности художественного образа спектакля; эскизы декораций, костюмов, бутафории отточены в каждой детали, на  тонко нюансированных оттенков цвета ложатся подле друг друга, подобно мозаике («Маскарад», 1917; «Женитьба Фигаро», 1927).

Блестяще разработанная Головиным система декоративного оформления спектакля,  основанная на глубоком проникновении в сущность произведения, на эмоциональном звучании пластической композиции, линейного ритма, «символики цвета», на гармоническом  соотношении декораций с прочими компонентами спектакля стали живой традицией в русском искусстве.

Головин – один из самых блестящих живописцев в русском искусстве, виртуоз-колорист, обладавший острым чувством стиля и неисчерпаемой фантазии.

Совершенное владение цветовым и линейным ритмом позволяло художнику  при необычайной щедрости и пышности красок, изощренности узора не впадать в пестроту и перегруженность, сохранять благородство и гармонию  композиционных решений.  Подтверждение этих слов — картина «Осень»(20-е годы). В ней  неудержимым золотым потоком обрушивается на зрителя сказочная листва Павловска. Прекрасный белоснежный мрамор парка словно утоплен в пышной, искрящейся и в то же время дышащей  воздухом «раме» осенней листвы и изумрудной травы. Хочется добавить к этому определению, что Головин в совершенстве владел  искусством «рамок» — тех самых рамок, которые обозначают  собой переход от мира реального к миру изображаемому.

А. Я. Головин писал также театрализованные портреты деятелей русской культуры: «Ф. И. Шаляпин в роли Бориса Годунова», 1912;  декоративные пейзажи и натюрморты.

А.Я.Головин. Осень. 1920

Поделиться: