1 марта 2018 года исполняется 155 лет со дня рождения художника Головина Александра Яковлевича (1863 — 1930)
А. Я. Головин вошел в историю русского дореволюционного и советского искусства, прежде всего, как мастер театрально-декорационной живописи. Вместе с тем, на протяжении всей своей творческой жизни, Головин очень успешно обращался к различным жанрам станковой живописи: портрету, пейзажу, натюрморту.
Творческий облик Головина очень сложен, порой противоречив, на протяжении дореволюционных лет он был тесно связан с «Миром искусства»- объединением, возникшим на рубеже XIX – XX вв.
В области театральной декорации и в станковой живописи А. Я. Головин является подлинным художником-реалистом, отличающимся неповторимым своеобразием художнического видения и живописной манеры. Он был одним из самых одаренных, даже среди блестящей плеяды художников-декораторов, участником Русских сезонов Сергея Дягилева (балет И. Стравинского «Жар-птица», 1910). Для произведений Головина стремление к целостности художественного образа спектакля; эскизы декораций, костюмов, бутафории отточены в каждой детали, на тонко нюансированных оттенков цвета ложатся подле друг друга, подобно мозаике («Маскарад», 1917; «Женитьба Фигаро», 1927).
Блестяще разработанная Головиным система декоративного оформления спектакля, основанная на глубоком проникновении в сущность произведения, на эмоциональном звучании пластической композиции, линейного ритма, «символики цвета», на гармоническом соотношении декораций с прочими компонентами спектакля стали живой традицией в русском искусстве.
Головин – один из самых блестящих живописцев в русском искусстве, виртуоз-колорист, обладавший острым чувством стиля и неисчерпаемой фантазии.
Совершенное владение цветовым и линейным ритмом позволяло художнику при необычайной щедрости и пышности красок, изощренности узора не впадать в пестроту и перегруженность, сохранять благородство и гармонию композиционных решений. Подтверждение этих слов — картина «Осень»(20-е годы). В ней неудержимым золотым потоком обрушивается на зрителя сказочная листва Павловска. Прекрасный белоснежный мрамор парка словно утоплен в пышной, искрящейся и в то же время дышащей воздухом «раме» осенней листвы и изумрудной травы. Хочется добавить к этому определению, что Головин в совершенстве владел искусством «рамок» — тех самых рамок, которые обозначают собой переход от мира реального к миру изображаемому.
А. Я. Головин писал также театрализованные портреты деятелей русской культуры: «Ф. И. Шаляпин в роли Бориса Годунова», 1912; декоративные пейзажи и натюрморты.