Концепция развития при МИИ РК
Ресурсного центра творческого развития детей и подростков с разными социальными и физическими возможностями
Введение
Настоящая концепция разработана на основе концепции развития Музея изобразительных искусств Республики Карелия на период 2013-2018 гг.
Концепция определяет стратегию развития Ресурсного центра творческого развития детей и подростков с разными социальными и физическими возможностями и его роль в контексте музейного пространства.
Предпосылки и история создания Центра
1.1. К истории создания Центра.
На создание Центра большое влияние оказало сотрудничество с Государственным Русским музеем г.Санкт-Петербург.
С 2004 году в Музее реализуется совместный проект «Русский музей – виртуальный филиал» в рамках которого был создан информационно-образовательный центр на базе научных, образовательных и методических разработок ведущих специалистов ГРМ.
В 2006 году на базе музея был проведен уникальный проект «Музей. Музыка. Дети», организованный Фондом Первого Президента России Б.Н.Ельцина и Союзом музеев России при участии Российского центра музейной педагогики и детского творчества.
В Музее изобразительных искусств РК за последнее десятилетие был накоплен большой самостоятельный опыт работы в области музейной педагогики и создании музейно-образовательных и досуговых программ для детей и подростков.
С 2007 года в Музее реализуется проект «И мир станет звучным и красочным» при поддержке немецкого фонда В.П.Шмитца для глухих детей. В 2013г. в Музее продолжила работу студия для глухих детей «С миром на равных».
В 2010-2012 гг. созданы уникальные мультимедийные образовательные проекты для детей и подростков – «Мультиполотенце» и «33 Николы от Холмогор до Колы», знакомящие детей с помощью средств мультимедиа с народным искусством Карелии 18-19 веков и искусством иконописи 15-19 веков.
В течение 2013 года 3000 человек познакомились с программой «Мультиполотенце» и 1500 человек с «33 Николы от Холмогор до Колы».
С 2010 года на базе Музея, — реализуется многоуровневая музейно-педагогическая программа «Здравствуй, музей!», разработанная специалистами Российского центра музейной педагогики и детского творчества Государственного Русского музея (научный руководитель программы – Б.А.Столяров, доктор педагогических наук, профессор).
В 2010/2011 учебном году 20 образовательных учреждений г.Петрозаводска получили статус муниципальных центров апробации программы «Здравствуй, музей!» (Приказ от 31.03.2010г. Администрации Петрозаводского городского округа).
В течении 2013 года каждый воспитанник детского сада, участника программы, в среднем посетил выставки и мастер-классы в музее 12 раз, а каждый школьник – 9 раз, т.е. музейное образование дается детям в системе, в динамике развития знания об искусстве.
Ежегодно происходит рост количества обучающихся по программе. На учебный год 2013-14 г. музеем приняты заявки от 27 учреждений образования на обучение 2 320 человек, что превышает прошлогодний показатель на 26 %. Из них учащихся младших классов — 1462 человека; детей из дошкольных учреждений — 858 человек. Всего 9755 посещений в год.
Логическим продолжением работы Музея в области музейной педагогики стало открытие в музее в августе 2011г. – Ресурсного центра творческого развития детей и подростков с различными социальными и физическими возможностями.
Таким образом, в настоящее время в Музее работает отдельное структурное подразделение – Ресурсный центр творческого развития детей и подростков (далее Центр), на основе которого осуществляется музейно-педагогическая и познавательно — досуговая деятельность в музее.
1.2 Социо-культурные предпосылки создания Центра:
- Развитие инновационных технологий в области музейной педагогики;
- Накопленный опыт Музея в области музейной педагогики, создании образовательных проектов для детей и подростков с различными социальными и физическими возможностями;
- Участие Музея в реализации проектов Государственного Русского музея – «Русский музей – виртуальный филиал» (2004г.) и «Музей. Музыка. Дети» (2007г.)
- Реализация музейно-педагогической программы «Здравствуй, музей!» в образовательных учреждениях г.Петрозаводска
- Интеграция музейно-образовательных программ в систему образования и создание партнерских отношений Музея с образовательными учреждениями г.Петрозаводска на основе таких официальных документов: Приказ от 31.03.2010г. Администрации Петрозаводского городского округа «О присвоении статуса муниципальных центров апробации музейно-образовательных программ» 20 образовательным учреждениям г.Петрозаводска; Договор о сотрудничестве Музея изобразительных искусств РК и Министерства образования Республики Карелия от 29.08.2011г.
1.3 Ресурсный потенциал
- Разнообразный, обобщенный опыт российских музеев в области музейной педагогики;
- Накопленный опыт сотрудников Музея изобразительных искусств РК в создании и реализации образовательных, просветительных, культурно-просветительных программ;
- Многолетние методические разработки Российского центра музейной педагогики и детского творчества Государственного Русского музея (г.Санкт-Петербург);
- Наличие партнеров в образовательных и культурных учреждениях Республики Карелия;
- Наличие технической базы для деятельности центра: Ресурсный центр творческого развития детей и подростков оснащен 10-тью компьютерами с подключением к Интернету и необходимой техникой для проведения видеоконференций;
- Наличие безбарьерной среды в МИИ РК. Условия для комфортного времяпровождения людей с ограниченными возможностями созданы в музее в 2010 году при поддержке Детского фонда ООН ЮНИСЕФ.
2. Стратегия развития
2.1 Цель деятельности
Развитие в регионе новых форм образовательной и творческой деятельности детей и подростков с различными социальными и физическими возможностями на основе музейных коллекций и музейной педагогики. Под регионом подразумевается не только город Петрозаводск, но и районы Карелии, где работа будет организована музеем в Муниципальных учреждениях культуры и образования.
2.2 Основные направления деятельности
Деятельность Центра определяется следующими основными направлениями современной образовательной и социокультурной деятельности художественного музея:
Образовательная деятельность:
- Реализация многоуровневой музейно-педагогической программы «Здравствуй, музей!» в образовательных учреждениях г.Петрозаводска и в МИИ РК;
- Работа по образовательным мультимедийным проектам для детей и подростков «Мультиполотенце» (народное искусство Карелии 18-19вв.) и «33 Николы от Холмогор до Колы» (иконопись Карелии 15-19вв.)
- Дистанционное обучение детей и подростков «Язык изобразительного искусства» с различными социальными и физическими возможностями (Курсы по изобразительному искусству)
- Абонементные программы для детей на экспозициях и временных выставках, экскурсии, виртуальные туры
- Он-лайн лекции.
Научно-методическая деятельность:
- Разработка музейно-педагогических и образовательных программ;
- Методическое сопровождение реализации программы «Здравствуй, музей!» в образовательных учреждениях г.Петрозаводска – совместно с Российским центром музейной педагогики и детского творчества Русского музея;
- Организация и проведение конференций и научно-практических семинаров по проблемам музейной педагогики и творческого развития подрастающего поколения
Познавательно-досуговая деятельность:
- Разнообразные творческие занятия в музее: художественная студия для детей и взрослых под руководством М.Юфа (член союза художников России), художественная и текстильная студия для взрослых и студентов, разнообразные творческие занятия и мастер-классы для детей и подростков, мастер-классы общегородские и для семейного посетителя;
- Студия компьютерной графики анимации «Облака» для детей и подростков.
- Работа с детьми с ограниченными возможностями по проектам.
2.3. Проблемы развития.
Недостаток помещений в основном здании Музея изобразительных искусств РК.
В настоящее время при Музее изобразительных искусств РК работает Ресурсный Центр творческого развития детей и подростков с разными социальными и физическими возможностями, который располагается в одном зале. В нём проводятся семинары, видеоконференции, художественные и компьютерная студии, занятия по дистанционному обучению и многочисленные мастер-классы.
За 2013 год Музей изобразительных искусств РК обслужил 32860 детей. Что составляет почти 62% от всех посетителей Музея. Для решения проблемы недостатка помещений и дальнейшего развития Центра необходимо отдельное здание, где бы разместился Ресурсный центр для детей и подростков. Для этих целей лучше всего подходит здание по адресу пр. К.Маркса, 10 в связи с тем, что располагается рядом с основным зданием и экспозициями Музея. Исторически это здание было непосредственно связано со зданием Музея изобразительных искусств РК, т.к. в нем в 19 в. располагалась Дирекция гимназии (здание постройки 1840 года), а сама мужская гимназия находилась в здании, где сейчас расположен Музей изобразительных искусств РК.
Таким образом, появится возможность совместить в музейных занятиях подлинники искусства на экспозиции Музея с последующими творческими и интерактивными занятиями в Центре. Тем самым будет создана особая среда образовательно-досугового пространства Центра.
2.4. Перспективы развития
Организация Центра как структурного и важного подразделения Музея в отдельном здании с необходимыми помещениями:
на 1-ом этаже здания:
- создать безбарьерную среду, условия для творческого развития детей с ограниченными возможностями.
- оборудованные помещения для проведения творческих практических занятий (в техниках пастель, акварель, печать на ткани, народная игрушка, скрапбукинг, валяние из шерсти), художественных и текстильных студий; (необходимо 5 отдельных аудиторий)
- помещение для хранения необходимых художественных материалов (бумага, холсты, акварельные и масляные краски, гуашь, пастель, кисти, карандаши, текстильные материалы и т.д.);
- зал для создания выставок детского творчества, оборудованный специальными повесочными приспособлениями и освещением
- помещение для организации фонда хранения детского творчества.
на 2-ом этаже:
- методический кабинет по музейной педагогике (для методической литературы и методического сопровождения реализации программы «Здравствуй, музей!» в г.Петрозаводске);
- конференц-зал для проведения семинаров и видеоконференций, он-лайн лекций на 60 мест;
- компьютерный класс для занятий, проведения студии «Облака» и занятий по дистанционным курсам на 11 персональных компьютерных мест;
- зал для лекториев по изобразительному искусству;
- кабинеты для сотрудников центра.
Это даст нам возможность:
- Развитие в регионе новых форм просветительско-образовательной деятельности на основе музейных коллекций и творческого развития подрастающего поколения;
- Дальнейшая интеграция образовательных программ Музея в систему образования;
- Организация досуга детско-юношеской аудитории;
- Расширение аудитории музея среди детей от 4-х до 17 лет;
- Разработка и поддержка дистанционного образования, в том числе интерактивной сетевой консультативной службы по вопросам музейной педагогики;
- Дальнейшая работа по работе с детьми с особыми физическими и социальными возможностями, создание арт-терапевтической студии.