- Это е прошло.
Выставка новых поступлений Музея изобразительных искусств РК
30.10.2020 - 14.12.2020
₽50 – ₽15060 лет назад Музей изобразительных искусств Республики Карелия впервые распахнул свои двери для посетителей. За это время он приобрел широкую известность не только в
России, но и за ее пределами. С первых лет существования музея одним из главных его приоритетов является собирательская деятельность. Сегодня музей обладает уникальными коллекциями. Его собрание насчитывает более 16 000 произведений иконописи, русского, отечественного, карельского и зарубежного искусства. Сохранение, развитие и активное использование культурного наследия — важнейший стратегический ресурс и одно из основных направлений деятельности музея, неотъемлемой частью которого является комплектование фондовых коллекций. Каждые пять лет музей открывает выставку новых поступлений, подводя тем самым итоги комплектования коллекций. Выставка новых поступлений 2020 года посвящена 60-летию Музея изобразительных искусств Республики Карелия и представляет результаты собирательской деятельности с 2015 по 2020 год. Знаковым событием за указанный временной промежуток стало утверждение новой концепции научного комплектования музейных фондов Музея изобразительных искусств Республики Карелия на период до 2026 года. В настоящей Концепции развиваются те направления, формы и методы комплектования, которые были заложены еще с первых лет работы музея, и в тоже время концепция комплектования ориентирована на обоснование новых подходов в понимании роли и места музея в современном мире. Комплектование музейных коллекций проводится с учетом истории собрания и той коррекции, которую задают современный уровень музееведения и социально-культурный контекст.
Традиционно, самой динамично пополняющейся коллекцией является «Искусство Карелии ХХ века». За последние пять лет этот значительный раздел музейного собрания пополнился новыми холстами ведущих карельских художников. Знаковым направлением в комплектовании стала тема Севера в произведениях современных художников. Художники по-своему создают образ Севера: это и одухотворенные лирические пейзажи состояния, и психологические портреты современников, и метафорические композиции, раскрывающие через призму образов исторические и социальные особенности северного пространства. Каждый из представленных в экспозиции авторов обладает многогранным талантом и яркой индивидуальностью, их отличает живописный язык, различные средства и приемы моделировки образа, но общей фабулой всех работ является утверждение уникальности, духовности, красоты и величия северного края.
Важной темой в комплектовании музейной коллекции является городской пейзаж и история столицы нашего края – г. Петрозаводска. Любой город – это живой организм,
динамично развивающийся и меняющийся под воздействием социально культурного контекста. Начиная с шестидесятых годов ХХ века музей формирует художественную летопись города из произведений, созданных ведущими карельскими и российскими художниками. В экспозиции представлена работа Ю.В. Трофимова «Северная гостиница». Картина написана в 1977 году и приобретена музеем в 2020 году после персональной выставки Трофимова Ю.В., посвященной 80-летию художника. Гостиница «Северная» — важная достопримечательность и визитная карточка города Петрозаводска. Здание отеля занесено в официальный список ценных архитектурных объектов города. Работу отличают холодные серо-синие оттенки, дождливый пейзаж, который не редкость для Карелии. Гостиница выглядит величественной и монументальной, она наблюдает за жизнью города, храня истории и секреты своих постояльцев.
Одной из главных задач научного комплектования музейной коллекции является стремление избежать пробелов в истории развития изобразительного искусства. За отчетный период музею удалось восполнить ряд лакун, образовавшихся в коллекции в период конца 1990-х начала 2000-х годов, а также пополнить фонды работами современных авторов. Эти работы отличает поиск новых нетрадиционных решений, стремление отойти от натуры к созданию пластической формулы, знака, символического звучания времени. В экспозиции представлены работы таких художников как А.А. Трифонов, Г.В. Иванов, И.Ю. Растатурин, М.В. Кошелев и многих других. История Петрозаводска и Карелии тесно связана с
именем Петра I. В 1703 году на берегу Онежского озера, в устье реки Лососинка, по указу Петра Великого состоялась закладка металлургического завода. Это и стало началом
основания города. В экспозиции представлены графические листы Б.Р. Акбулатова «В Нюхче» и «Осударева дорога», отсылающие нас к истории освоения края и военным
деяниям Императора Всероссийского. Многие художники отразили в своих картинах фигуру Петра I. В работе Владимира Зорина «Император Всероссийский» отражены
события, связанные с Санкт-Петербургом, который был основан в тот же год, что и столица Карелии. Эта работа является ярким примером уникальной авторской техники
художника. Владимир Зорин использует бересту как основу для своих картин. Автор прибегает к стилизации образов, уделяя большое внимание мелким деталям.
Одной из самых многочисленных в собрании музея является коллекция Отечественного искусства. Она насчитывает около 5000 произведений, созданных художниками Москвы, Санкт-Петербурга (Ленинграда) и ведущих художественных центров союзных республик бывшего СССР.
В преддверии своего юбилея музей получил щедрый подарок. Приказом Министерства культуры РФ из фондов РОССИЗО в Музей изобразительных искусств Республики Карелия была передана уникальная коллекция, состоящая из произведений, которые создавались в 60 — 90-е годы XX века. Коллекция носит многонациональный характер, поскольку в ней представлены произведения различных национальных школ бывшего Советского Союза. За каждой работой — целая история, мир творческих поисков и открытий художника. В работах И.Н. Лотовой и А.А. Окорокова прослеживается творческая связь с эстетикой русского символизма и французского постимпрессионизма. Яркие, удивительно чувственные работы этих авторов свидетельствуют о том, что искусство прошлого далеко не исчерпало себя и способно дать импульс к рождению новой живописной культуры. В экспозиции представлены работы эстонских художников Н.И. Кормашова и А. А. Кессккюла. Одной из главных тем творчества Кормашова были взаимоотношения человека с природой, с окружающим миром, людей друг с другом, человеческий дом в его конкретном и символическом выражении. Его работа «Экология» — это напоминание потомкам о хрупкости и эфемерности мира, о необратимости последствий человеческой деятельности и необходимости переосмысления сосуществования человека и природы. Творчество Андо Кессккюла представлено в экспозиции работой «Стена», в которой нашли воплощение философские воззрения художника. Кессккюла активно интересовался новыми технологиями и, в первую очередь, тем, как технологии трансформируют человека и его восприятие. Он был убежден, что технологии как продолжение человека изменяют не только общество, но и его субъектов – не только изменяют их чувства, но и порождают новый вид субъективности.