18 февраля — 235 лет со дня рождения русского художника Алексея Гавриловича Венецианова (1780 — 1847).
С 1819 года художник почти безвыездно жил в имении Сафонково Тверской губернии, наблюдая воочию крестьянский мир — тихую, безмятежную жизнь, посвящённую заботам о земле, подчинённую раз и навсегда размеренному ритму. Свою творческую программу Венецианов изложил с присущими ему простотой и ясностью: «Я решил победить невозможное, уехал в деревню и принялся работать».
Венецианов стал основоположником народного бытового жанра в русской живописи, и его художественное открытие крестьянской России подобно открытию материка; вслед за ним этот «материк» осваивали на протяжении полутора столетий многие поколения русских художников.
![]() |
![]() |
Венециановские мотивы нехитры, но будничными их не назовёшь. Его простота, конечно, глубоко чужда прозе. Гладя на картину «На пашне», мы ощущаем праздничность, торжественность труда. Мало кто такими глазами видел в ту пору крестьянский труд. Ведь крестьянин был «вещью», и Венецианов одним из первых во всей русской культуре увидел в нём человеческое достоинство, красоту и благородство. Его крестьянки – это и своего рода идеальные образы, «крестьянские мадонны».
![]() |
![]() |
В картинах Венецианова царят мир и спокойствие. Всё ясно и чисто. Краски его звучны и спокойны. Художник наслаждается ощущаемой им цельностью мира людей и природы, гармонией.
Но художник не был и прекраснодушным мечтателем, парящим над прозой жизни. Он достаточно хорошо знал, что представляет из себя «рабство тощее» крепостнической России. Известно, например, какое горячее и деятельное участие принял он в освобождении от крепостной неволи Тараса Шевченко; среди его учеников добрая половина была крепостными. Он постоянно хлопотал, добивался освобождения или хотя бы облегчения их участи. Но искусство Венецианова — о другом. Не драматизм социальных конфликтов, но истинная поэзия русской деревни и русской природы, поэзия, не сочинённая и привнесённая извне, а лишь извлечённая из реалий окружающей действительности, — содержание искусства Венецианова.