gototopgototop
  • artmuseum
  • artmuseum
  • artmuseum


Музей не для всех

Обычный посетитель, попадая в музей, знакомится с небольшой частью музейной коллекции. Мировой опыт показывает, что количество одновременно экспонируемых произведений не превышает 2-3% от общего числа единиц хранения.

Как «живут» экспонаты в музее, если они не выставлены напоказ? Как произведения попадают в музей? Кто следит за их самочувствием? Что происходит, если они «заболевают»?

Эти вопросы волновали участников музейно-педагогической программы «Здравствуй, музей!», реализуемой в образовательных учреждениях Петрозаводска и Музее изобразительных искусств Республики Карелия.



Чтобы ответить на вопросы, развеять мифы и показать всю систему существования экспонатов в музее, специалисты музея провели уникальную акцию для учителей школ и воспитателей детских садов, занимающихся с детьми по программе «Здравствуй, музей!».  В марте 2012 года, в рамках очередной рабочей встречи, было организовано посещение фондохранилища коллекции «Древнерусское искусство» и фондохранилища коллекции «Русское искусство XVIII – начала ХХ века».

Подготовка к встрече с неведомым проходила очень серьезно. Еще задолго до события, в ноябре прошлого года, состоялись первые совещания по организации этой акции. Заранее были составлены документы, позволяющие доступ посетителей в фондохранилища, списки с паспортными данными и оговорены временные рамки.

Елена Евгеньевна Никулина, заведующая сектором хранения временных выставок и хранитель коллекции «Русского искусства XVIII-XX вв.», в помещениях фондохранилища рассказала о правилах учёта произведений, об условиях их хранения, о формировании коллекций. Посетители воочию убедились, что за экспонатами в музее зорко следят несколько десятков глаз специалистов очень редких профессий.

В фондохранилище коллекции «Древнерусское искусство» педагогов встретил Платонов Владимир Георгиевич, хранитель фондов древнерусского искусства и фонда книги. Этот знаток «северных писем» поразил всех глубиной знаний об иконописи, своей увлеченностью и преданностью выбранному когда-то делу. Никого не оставил равнодушным рассказ реставратора Марии Фёдоровны Смирновой о своей работе. Она как раз производила консервацию иконы «Алексий - человек божий» из собрания музея. Вопросов к ней было много: как стать реставратором, каков был её личный путь к этой профессии, какими материалами она пользуется, как долго находится икона в работе, пока вновь не будет готова к экспонированию?

Педагоги покидали музей умиротворёнными, благодарили за предоставленную им уникальную возможность. Теперь им предстоит передать свои впечатления детям. Занятия по теме «Как «живут» экспонаты в музее» входят в учебный план второго года обучения школьников по музейно-педагогической программе «Здравствуй, музей!».

Музей изобразительных искусств РК тоже не останется в стороне от просвещения школьников в этом вопросе. Специальное занятие адаптировано для детей и уже прошло апробацию в марте 2012 года. Хранитель и реставратор в игровой форме рассказали второклассникам Петровской школы о невидимой посетителям жизни экспонатов в музее. В этом учебном году планируется провести еще несколько занятий для школьников города.