Перейти к содержимому

Музей изобразительных искусств Республики Карелия

«У стен Ленинграда»: тема Великой Отечественной войны в творчестве Георгия Горского

Работа «У стен Ленинграда» (холст, масло) написана Георгием Горским в 2018 году. Сейчас эта работа экспонируется на выставке «Пространство квадрата» в Музее ИЗО РК.

Георгий Горский рассказывает, почему он обратился к теме войны, и что «прочитают» зрители в работе «У стен Ленинграда»:

«Почему я обратился к теме Великой Отечественной Войны? Потому что это — одна из наиболее трагических страниц в истории нашего народа, а самое главное, это то, что в этой трагедии участвовали все мужчины моей семьи, поколение моих дедушек и прадедушек.  Для большой старообрядческой семьи прабабушки война прошла удачно, из пятерых  ушедших на фронт четверо  вернулись. Это было счастьем.

В семье деда по отцу соотношение более печальное: с  трофеем из Праги вернулся старший брат бабушки, а в синявинских болотах без вести пропал ее любимый младший брат Николай.

Задумывая эту работу,  хотелось подняться на какой-то свой уровень обобщения, хотелось показать, что оборона была делом всего города. И армии, и флота, и мирного населения.

Изображенные на картине три  фигуры в военно-морской форме – это, в первую очередь, дань памяти корабельным экипажам,  которые после страшного и трагического таллинского перехода еще нашли в себе силы отдать часть бойцов на сухопутный фронт. Многие из них остались лежать в нижнем парке Петергофа и в Стрельне. Это два трагических десанта 1941 года, которые полностью погибли, к сожалению, не сумев выполнить поставленную перед ними задачу.

Три  фигуры в армейской форме с пехотными малиновыми нашивками — это собирательный образ кадровых частей красной армии, вынужденных с тяжелыми боями отступать  от государственной границы под давлением всегда превосходящих сил противника.  И, хотя эта группировка красной армии была наиболее слабой, она сумела не допустить катастрофических ошибок, которые закончились бы киевским, или вяземским котлом.

И, наконец, три  фигуры в центре, в гражданской одежде. Это символ городского населения, его многообразие в единстве, это город, который лучшие свои силы отдал на то, чтобы в итоге враг утонул в собственной крови.  Рабочие Ленинграда не только создали дивизии народного ополчения,  ставшие впоследствии кадровыми частями красной армии, но и сумели наладить уникальный ремонт и воспроизводство боевой техники так, что считавшиеся устаревшими машины шли в атаку и в 1943-м и даже в 1944-м. Образ женщины в центре  — это все жены, матери, сестры и дочери защитников города.  Центральная фигура городского «пижона» – символ творческой интеллигенции в самом широком смысле этого слова. Это образ людей,  воплощавших  богему,  которые весь свой ум, весь свой талант, а порой и жизнь отдали на спасение любимого города».

Выставка «Пространство квадрата» работает до 27 мая 2018 года. Информация и запись на экскурсии по телефону (8142)78-37-13

Поделиться: