Перейти к содержимому

Музей изобразительных искусств Республики Карелия

На выставке «Онежская палитра» экспонируется скульптура, которая не оставила равнодушным ни одного посетителя!

В музее до 27 января работает выставка «Онежская палитра», на которой экспонируются произведения карельских художников — членов Творческого Союза художников Карелии, а также других художников Карелии.

Сегодня мы знакомим Вас с творчеством  — Андрея Комулайнена, чья скульптура, представленная на выставке «Онежская палитра» , не оставила равнодушным ни одного посетителя! Интервью у Андрея взяла Екатерина Кяппи.

Андрей Комулайнен

«Самый важный поступок – думать о себе. Во всеуслышание», так сказала известная законодательница моды Коко Шанель. С одной стороны, это высказывание может показаться эгоистичным, а с другой стороны по-настоящему судьбоносным. Ведь действительно очень важно то, кто ты есть и можешь ли им быть.

Удивительным образом раскрываются таланты людей в своё время, когда и время, и обстоятельства – всё складывается в пользу художника. Здесь главное – не упустить своей возможности, найти время, угол, обеспечение, силы в себе сказать чему-то привычному: «нет» и отвоевать то, что принадлежит тебе по праву — эту бесценную возможность быть собой, иметь свой голос.

На свете известно немало судеб художников, которые вышли на творческий путь в достаточно осмысленном возрасте, более того, не имеющие специального художественного образования. Эти судьбы нам известны, например, Поль Гоген пришел к своему призванию в сорок один год, не имея за спиной живописной школы. Так же Винсент Ван Гог к двадцати семи годам нашел своё самоопределение. Василий Кандинский начал свою историю художника в тридцать лет. Но это всего лишь малая часть примеров.

На выставке «Онежская палитра» экспонируется скульптура, которая не оставила равнодушным ни одного посетителя выставки.

По отзывам художников, посетителей  это произведение восхитило их своим подходом,  выполнением, продуманностью, необычным материалом, ювелирностью. Восхитил также  сам великолепный поэтичный образ, сложность формы произведения. Художники отмечают развития автора скульптуры в композиционном и содержательном плане. Это «Девушка», автором которой является Андрей Комулайнен.

Андрей  родился в городе Петрозаводске в  1977 году, в 2001 году окончил Санкт-Петербургский Университет водных коммуникаций. Работает в ООО «Корабельные мастерские» в городе Петрозаводске. Родители Андрея – династия биологов, но все в семье рисовали. Родная сестра Андрея, Елена- художник, работает реставратором. Андрей рассказывает о себе, что рисовал он всегда, с детства, на любительском уровне. «В старших классах школы, — вспоминает он, — рисовал небольшие рисунки акварель с изображением острова Кижи и продавал их в киосках». Если огладываться назад и задать вопрос: «Как давно все началось?», то можно отметить, что с 2004 года Андрей постоянный участник конкурса ледовых и снежных скульптур «Гиперборея», который ежегодно проходит в нашем городе. В 2006-2007 годах удавалось занимать вторые места в ледовой скульптуре, а последние два года – первые места в снежных скульптурах. Так же хочется отметить, что Андрей является членом Творческого Союза художников России (КРО) с 2005 года.

Андрей, скажите пожалуйста, что для вас значит слово «творить»?

— Отдых, восстановление, радость, наполнение. Редко мне удается, к сожалению, но очень нравится!

На выставке «Онежская палитра» представлены три ваших работы. Есть ли среди них та, которая вам ближе?

— Да нет. Разное происхождение у них у всех. Например, работа «Другое дерево» — это на тему стихотворения «Я другое дерево», которое я недавно услышал:

Ты хочешь, чтобы я был, как ель, зеленый,
Всегда зеленый — и зимой, и осенью.
Ты хочешь, чтобы я был гибкий как ива,
Чтобы я мог не разгибаясь гнуться.
Но я другое дерево.

Если рубанком содрать со ствола кожу,
Распилить его, высушить, а потом покрасить,
То может подняться мачта океанского корабля,
Могут родиться красная скрипка, копье, рыжая или белая палуба.
А я не хочу чтобы с меня сдирали кожу.
Я не хочу чтобы меня красили, сушили, белили.
Нет, я этого не хочу.
Не потому что я лучше других деревьев.
Нет, я этого не говорю.
Просто, я другое дерево.

Говорят, если деревья долго лежат в земле,
То они превращаются в уголь, в каменный уголь,
Они долго горят не сгорая, и это дает тепло.
А я хочу тянуться в небо.
Не потому что я лучше других деревьев, нет.
А просто, я другое дерево.
Я такое дерево.

 

Мне попалась доска, волокна у неё поперёк. Уже на лесопилке с ней поступили жестоко и выпилили поперёк. Я нашёл ее давно, лет пять назад. Я стал следовать этим трещинам и она легко далась. А зеркало сзади… И человек может увидеть, что он другой.

Андрей, одна из ваших работ  вызвала неподдельное восхищение и интерес у посетителей, это работа «Девушка». Образ человека в искусстве, наверное, самый сложный. Всем известно, что у разных художников были свои музы – женщины, чьи портреты известны на века. Так например, по одной из версий считается, что Леонардо да Винчи написал выдающийся портрет «Мона Лиза», музой была итальянка Лиза Герардини , у Джона Уильяма Уотерхауса практически во всех картинах мы видим  Мюриэл Фостер, Амедео Модильяни  создал более 25 портретов задумчивой и меланхоличной Жанны Эбютерн, а Сальвадора Дали вдохновляла его супруга — Гала Дали (Елена  Дьяконова). Можете ли нам рассказать, как возник  образ «Девушки», является ли он вымыслом, образом, возникшим в воображении или же это реальный человек?

 — Нет. Это несуществующий образ. Конечно, жена помогала, позировала. Но образ взят из головы. Изгиб этот неслучайный. Это работа выполнена из фанеры, толщиной в четыре миллиметра. Задумывалось, что будет торс. Образ, когда я начинал, я его не видел. Думал, что конечный результат будет другим. В какой-то момент я  ушёл в детализацию, понял, что нужны руки. И  голова тоже. Ушёл в работу, мне очень понравилось трудиться над ней. Конечно, там могут быть анатомические неточности, но эти слои фанеры! На спилах они дают концентрированные плавные круги, и чаще приходится следовать рисунку этих линий, в ущерб анатомически правильным вещам. Каждый день я не знал, чем это закончится.

Изготовление скульптуры

Изготовление скульптуры

Хотелось бы послушать ваш рассказ и о третьей работе, представленной на выставке «Кантеле-полумодель».

— Полумодель  — это полумодель корабля.  Это вид судомоделирования, когда делается половина корпуса корабля. Перед тем, как делать корабль – делают половину модели корабля. Это достаточно старый принцип. И когда попалось дерево – хорошее, без сучков, мне хотелось сделать и корабль, и кантеле. И я сделал и то, и то. На самом деле, деревянная яхта похожа на музыкальный инструмент. Яхта тоже пустотелая и звонкая. И не могу не сказать, что меня на эту работу вдохновило творчество Александра Леонова.

Очень необычная работа с материалом. Зачастую художник выбирает тот материал, который ему близок и отражает его, с которым ему комфортно и интересно работать. Можете ли сказать, почему вы выбрали работу с деревом?

— Во-первых, я работаю на верфи деревянного судостроения. И дерево…оно есть. Мне кажется, все в детстве из дерева что-то вырезали.

Особенно хочется отметить выбранную вами технику, совершенно отличную от других. Как вы нашли  эту технику? Возможно, это ваше личное изобретение? Или же это ваш секрет?

— Нет, секрета нет. Это и моя техника, и не моя. С одной стороны, я сам её нашёл. Но позже нашёл авторов за рубежом, которые тоже делают что-то подобное. Фанера мне сразу понравилась, именно её эти ровные слои…Мне всегда казалось, что это красиво.

Как и где вы работаете? Есть ли мастерская для творчества?

— Нет, мастерской нет. Я работаю на работе после основной работы. Есть преимущество в том, что есть возможность остаться на работе. Это не резьба, очень пыльно. В квартире заниматься этим невозможно.

Андрей, скажите, есть ли то, чего вам не хватает в творчестве?

— Времени все равно хотелось бы больше.

Есть ли у вас какой-то творчески девиз?

— Девиза как такового сформулированного нет. Может быть, он внутри меня и есть. Есть такое, что труднее всего даётся – не могу одинаково делать. Вот кажется есть удачные вещи, но их не повторить. Все время хочется пробовать что-то новое…

Такой интересный путь. Хочется пожелать Андрею идти своим путём, хочется пожелать широких творческих горизонтов, новых проектов, времени и возможностей воплощать свои замыслы!

Поделиться: