Перейти к содержимому

Музей изобразительных искусств Республики Карелия

Аллея Памяти в «Лесу Победы»

Музей изобразительных искусств  Республики Карелия принял участие с проекте «Лес Победы». Сотрудники музея посадили деревья в память о карельских художниках погибших и умерших от ран в ходе военных действий в годы Великой отечественной войны 1941-1945 гг.

«День Победы — это праздник со слезами на глазах»! Наряду с концентрированной радостью, ликованием, чувством гордости за свою страну, это еще  и трагизм, и горечь необратимых утрат. Пожалуй, нет в России такой семьи, которую не затронула бы война. Для многих этот праздник овеян трауром и пропитан слезами. А из множества личных потерь состоит утрата всего народа, народа пожертвовавшего собой во имя мира на земле. Памяти тех, кто отдал свои жизни, в борьбе с врагом всего человечества посвящена эта акция.

Музей горд и счастлив, что в «Лесу Победы» появилась «Аллея Памяти» увековечившая имена наших соотечественников художников: Осмо Бородкина,  Михаила Макарьевского и Анатолия Шубина.

Наш священный долг – помнить о подвиге людей победивших чуму ХХ века-фашизм, и донести эту память и чувство благодарности нашим потомкам.

Михаил Алексеевич Макарьевский родился 28 сентября 1903 года в Петрозаводске. Основы изобразительной грамоты он осваивал в Петрозаводской художественной школе. Затем обучался в Изостудии при Доме народного творчества, где в те годы преподавали Попов В.Н., Аккуратов К.В, Кацеблин А.В, Зайцев М.В. и другие.

Большое влияние на творческое формирование Макарьевского оказал народный художник Карелии В.Н.Попов, ученик великого русского живописца И.Е.Репина.  Он весьма доброжелательно относился к своему ученику,  опекал его, направлял творческие поиски.

Макарьевский один из первых карельских художников обратился к темам из истории края. Художник любил Петрозаводск и его пригороды. Им была создана серия графических работ, с которых предстает предвоенный город: «Берег Онежского озера у Широкой Слободской», «Вид на хлебозавод от урочища Каменный Бор», «Соломенное». Часть графических работ выполнялись для газеты «Красная Карелия».

С марта 1937 года по июнь 1941 года  Макарьевский работал художником, заведующим художественным отделом краеведческого музея. Им оформлялись стационарные и передвижные выставки, По заданиям музея художник выезжал в различные районы республики, участвовал в комплектовании фондов.

Профессиональное мастерство художника с годами росло. Он осваивал возможности разных графических и живописных техник, открывал новые для себя жанры, демонстрировал свои работы на  немногочисленных в те годы выставках.

Макарьевский .М.А. принимал активное участие в художественной жизни города, его избирали секретарем, председателем формировавшегося перед Отечественной войной Союза художников Карелии.

После начала Великой Отечественной войны М.А.Макарьевский  одним из первых  среди художников ушел добровольцем на фронт и погиб, защищая родной край, красоту которого он так и не успел по-настоящему воспеть в своем творчестве.

Осмо Павлович Бородкин родился в крае, где издавна бытовали эпические песни. На карте путешествий Элиаса Лённрота в Северную Карелию значится и родная деревня Бородкина – Оланга. Осмо полюбил древние руны еще в раннем детстве. Он не раз слышал их от отца и деда, от старожилов  Оланги, а когда учился в средней школе в поселке Кестеньга, изучал эпос на уроках как основной предмет. С тех пор «Калевала»  стала для него учебником красоты и мудрости на многие годы.

В 1936 Осмо Павлович учился в студии изобразительного искусства при Петрозаводском Доме народного творчества у В.Н.Попова. Затем продолжил обучение в Ленинградском художественно-педагогическом училище.

В 1944 Бородкин вступает в члены карельского отделения Союза художников и Союза художников СССР. С этого времени работает над иллюстрациями к эпосу «Калевала», активно участвует в выставках. Впечатления детства, связанные с эпосом, подспудно всегда жившие в душе Осмо Бородкина, художественно ярко и самобытно проявились в последние годы его жизни, целиком отданные «Калевале». Он был первым художником-карелом, обратившимся в своем творчестве к эпосу. К сожалению, работа Осмо Бородкина над «Калевалой» осталось незавершенной. Но то, что им сделано, позволяет судить о незаурядном, хоть и не до конца развившемся, таланте художника, о его глубоком и оригинальном прочтении древних рун своего народа. Притягательная сила иллюстраций Осмо Бородкина прежде всего в их национальном своеобразии, в том едва уловимом «местном» аромате, который под силу передать, наверное, только художнику, родившемуся на земле «Калевалы». В 1951 Осмо Павлович Бородкин посмертно удостоен 3 премии на всесоюзном конкурсе книги – к 100 -летию издания эпоса «Калевала

Художник скончался в возрасте 36 лет в 1949 году от тяжелых ранений полученных им во время военных действий во Время Великой Отечественной войны. С первых дней войны Осмо Бороднин воевал в составе партизанского отряда на сервере Карелии, в 1945 -освобождал Польшу.

О художнике Анатолие Шубине известно немного. Анатолий Шубин наряду со своими коллегами активно участвовал в художественной жизни Республики в 30-40- гг. ХХ века. Когда началась Великая Отечественная война большенство художников ушло на фронт. Многие сражались на передовой в составе регулярных частей, другие громили врага в партизанских отрядах, но многие трудились и в тылу, приближая победу силой своего искусства.  В годы войны пропаганда являлась особой формой военных действий, где перо художника заменяло собой пушки, а слово агитатора, которое должно было обладать взрывной силой –боеприпасы. В начале 1941 года «Карелфинтагом» был организован выпуск «Окон Карелфинтага». Окна Карелфинтага сопровождались сатирическими стихами и плакатами, которые создавали Анатолий Шубин и Константин Буторов, подписываясь одной фамилией «Шубут», по примеру Кукрыниксов.

По воспоминаниям Константина Буторова, выглядело «окно» так: на большом бумажном листе наклеивалась слева сводка Информбюро, а справа сатирическое «окно». Когда поступала информация о положении дел на фронте, к ней рисовали плакат. В качестве подписей к рисункам использовали пословицы и поговорки. Затем оригинал плаката переводился под копирку на тираж, клеился на лист с текстовой информацией и шел к читателям. В 1941 году вышло свыше пятидесяти «окон» — от пяти до десяти экземпляров каждое. Столь небольшой тираж объяснялся тем, что все карикатуры рисовались вручную.

Анатолий Шубин имел отсрочку от армии, но рвался в бой и добровольцем ушел на фронт. Художник погиб в ходе военных действий.

Ларионов Сергей.

Поделиться: