Перейти к содержимому

Музей изобразительных искусств Республики Карелия

«Портреты Анны Ахматовой»

7 октября в 15:00 в музее состоится музыкально-поэтический вечер «Посвящение поэту», к 125-летию великой русской поэтессы Анны Ахматовой. К этому замечательному событию в фойе музея оформлена книжная выставка из фондов библиотеки музея с простым названием «Портреты Анны Ахматовой». На ней представлены книги, журналы с  иллюстративным материалом по теме вечера. Портреты А. Ахматовой создавали многие видные художники начала века. Но самые известные из них написанных до революции — портреты Н. Альтмана и О. Дела-Вос-Кардовской.
Альтман познакомился с Ахматовой в 1913 году в Петербурге, в артистическом кабаре «Бродячая собака». Ахматова  была уже известна как поэт, но для узкого круга читателей. В одном из её стихотворений того времени можно найти автопортрет.

На шее мелких чёток ряд,
В широкой муфте руки прячу,
Глаза рассеянно глядят
И больше никогда не плачут.
И кажется лицо бледней
От лиловеющего шёлка,
Почти доходят до бровей
Моя незавитая чёлка.

На книжной выставке представлены книги, в которых представлены репродукции произведений художников:

Н. Альтман. Портрет поэтессы А. Ахматовой (Горенко). Масло. 1915

К. Петров-Водкин. Портрет А. Ахматовой. Масло. 1922.

Н. Тырса. Портрет Ахматовой. Ламповая копоть, 1928 г.

alt

Чёрная краска под кистью художника, то более густая, то прозрачная, передаёт грацию позы, и жемчужную воздушность света, и чеканность профиля.

Как чёрный ангел на снегу
Ты показалась мне сегодня.
И утаить я не могу, есть на тебе печаль господня.

Лучше О. Мандельштама трудно выразить впечатление от необычайно одухотворённого, строгого и женственного образа А. Ахматовой, исполненного художником Н. Тырса.
В 1939 году в портрете, написанном А. Осмёркиным, А. Ахматова классически величава и спокойна, лицо задумчивое и строгое.
В 1943 году Ахматову, сосредоточенную и решительную, рисовал А. Тышлер. Это уже не «декаденская богиня», изысканная и вдохновенная, как в ранних, дореволюционных портретах. И не трагическая муза  начала 1920-х годов, времени потерь и боли, упорства и непреклонности.
В рисунках Тышлера и в портрете, написанном М. Сарьяном, она спокойна и горда.
В самые тяжёлые для поэта годы её рисовал В. Фаворский. В своём портрете 1956 года он сумел выразить ее духовную силу, спокойствие и гордость много пережившего человека.

Блестящее содружество различных творческих индивидуальностей художников воплотило единственное имя – Анна Ахматова, с полным правом вошедшее в бессмертие.

Поделиться: