Перейти к содержимому

Музей изобразительных искусств Республики Карелия

Инклюзивные ресурсы музея

culture open, дети с РАС, калевала

В музее прошел обучающий семинар с целью познакомить музейных педагогов с инклюзивными ресурсами музейной педагогики, методиками работы с детьми с особыми возможностями здоровья, с опытом разработки эффективных программ творческой реабилитации детей музейными средствами. Семинар проводился в партнерстве с музеем-заповедником «Кижи», в нем приняли участие руководители школьных и ведомственных музеев, педагоги и воспитатели системы общего, дополнительного и дошкольного образования, работающие в области музейной педагогики, сотрудники музеев, организаторы музейной деятельности музейно-образовательных баз Детского музейного центра музея-заповедника «Кижи».

В Музее изобразительных искусств Карелии уже более 10 лет ведется активная деятельность по созданию доступной среды и развитию инклюзивных программ. Коллеги поделились опытом и наработками.

Наталья Санина выступила  с докладом на тему «Опыт работы Музея изобразительных искусств РК с посетителями с ОВЗ». В своем выступлении рассказала о проектах для людей с ограниченными возможностями здоровья  реализованных в разные годы в музее, начиная с 2007 года. Имея большой опыт проведения подобных программ и проектов, музей открывает свои двери и продолжает создавать условия для социокультурной реабилитации, социально-средовой адаптации людей с ограниченными возможностями здоровья и расширения доступа к культурным ценностям, хранящимся в музее.

В своем выступлении методист отдела по работе с посетителями Галина Лукина рассказала участникам семинара о многоуровневой музейно-педагогической программе «Здравствуй, музей!», разработанной Российским центром музейной педагогики и детского творчества Русского музея. Именно она стала основой взаимодействия Музея изобразительных искусств РК и системы образования  в Петрозаводске. Для проведения занятий по программе участникам семинара были представлены разработанные методические пособия для педагогов и тетради для творческих работ для детей.

С самого начала реализации программы «Здравствуй, музей!» в ней участвуют детские сады и школы, где есть особенные  дети. Несколько лет музей сотрудничает с  детским  садом №1 «Светлячок»,  где воспитанники – дети с отклонениями зрения. В прошлом году участником программы  стал класс Школы – интернат №21 (Дети с нарушением двигательной активности). В залах музея специально под особенности восприятия таких детей адаптированы музейные экскурсии и мастер классы, выстроены обучающие занятия, которые смогут дать возможность  познакомиться с произведениями искусства  и самим поучаствовать в мастер-классе.

семинар инклюзия

Марина Коршакова – заведующая отделом по работе с посетителями — познакомила педагогов с работой художественных студий. На занятия семейного субботнего клуба «КРАСКА-БУМ» приходят дети с взрослыми. Для ребят, в том числе с особенностями здоровья, создаётся комфортная среда для выполнения творческих заданий. Среди взрослых участников студии «Арт-четверг» часто можно встретить педагогов, которые проявляют личный интерес к художественному творчеству и изобразительному искусству. Только такие заинтересованные наставники могут помочь детям проявить творческие способности. Доступны для детей с разными отклонениями здоровья постоянные ресурсы музея – цикл занятий «По следам гимназистов…» и «Скульптур». Также педагоги получили расписание экскурсий и мастер-классов на январские праздники, чтобы смогли заранее спланировать свой визит в музей.

О новых услугах для детей с РАС (расстройство аутистического спектра) рассказала Наталья Козловская – заведующая отделом развития.

В международной практике использование метода визуальной поддержки и альтернативной коммуникации с помощью карточек PECS (Picture Exchange Communication System) считается максимально удобным и доступным, что улучшает качество жизни и дарит возможность общения и обучения особым детям и их родителям. Сотрудники музея совместно с представителями проекта ПЛАНИК несколько месяцев разрабатывали новую услугу для людей с РАС. Команде проекта удалось создать визуальные пособия для проведения экскурсий и творческих практических мастер-классов специально для работы в художественном музее.

Пилотные группы детей с РАС (около 60 человек) в сопровождении родителей посетили занятия в музее в 2019 году. Реализация этой инициативы стала возможна благодаря участию музея в проекте «Создание новых устойчивых инклюзивных культурных сервисов для особых целевых групп» (Culture Open — Creating Culture Together) КА 3018, реализуемого в рамках Программы приграничного сотрудничества «Карелия» в 2018-2020 годах совместно с Карельским региональным институтом непрерывного профессионального образования ПетрГУ, муниципальными учреждениями культуры и Администрацией г. Йоэнсуу.

culture open, дети с рас, калевала

Козловская Н.В. также поделилась планами на ближайшую перспективу. Новый виток инклюзивности в Музее изобразительных искусств будет осуществлен весной 2020 года. Музей в партнерстве АНО «Центр «Экология культуры» стал победителем второго конкурса Фонда президентских грантов с проектом «Инклюзивная дизайн-программа «Дружелюбная среда для людей с РАС», на который выделено 496 тыс. рублей.

В рамках проекта будет создана полноценная среда для социализации людей с особенностями развития. Сегодня в России нет готовых решений по созданию среды для социализации людей с особенностями развития на базе музеев. Музей изобразительных искусств Республики Карелия станет первой пилотной площадкой в России и получит комплексную реализованную дизайн-программу, которая включает разработанный социальный пакет: сенсорная комната с переносными терапевтическими модулями и система навигации. Данный комплект может трансформироваться под любой музей и любое имеющееся пространство. Музейная сфера получит готовую к использованию и инсталлированию систему социальных модулей, которые могут состоять из комплекта целиком или некоторых его частей, что позволит, при небольшом бюджете начать адаптацию музейного пространства для людей с эмоционально-коммуникативными нарушениями.

Приглашенным спикером семинара стала Дарья Березина — руководитель социального проекта ПЛАНИК, член Ассоциации лиц, использующих альтернативную и дополнительную коммуникацию. Она подробно поделилась возможностями использования визуальной поддержки в различных ситуациях и учреждениях. Особое внимание было акцентировано на правильность подбора изображений для работы с особенными детьми. Визуальная поддержка является одним из средств создания доступной среды, поэтому правильное использование очень важно. Отдельный блок доклада был посвящен социальным историям и области их применения, были показаны типичные ошибки.

В завершении семинара все участники получили заряд творческой энергии на практическом мастер-классе по печати линогравюры, который провела Ольга Борисова – методист отдела по работе с посетителями. Универсальный мастер-класс доступен и интересен как обычным детям, так и ребятам с ограниченными возможностями. Его преимущества в том, что рельефную заготовку линогравюры можно потрогать. Тактильные ощущения очень важны для детей с плохим зрением. Также изображение получается очень контрастное и не требует от участников графических навыков.

линогравюра


Поделиться: