Перейти к содержимому

Музей изобразительных искусств Республики Карелия

Актуальные тренды музейного дела

Еврейский музей и Центр Толерантности

Ежегодно благотворительный фонд Владимира Потанина проводит стажировки для музейных работников по программе «Музейный десант». Этой осенью (2017) сотруднику Музея изобразительных искусств РК — Наталье Козловской — посчастливилось пройти конкурсный отбор (из 77 заявок было поддержано 13) и принять участие в стажировке «Актуальные тренды музейного дела», которая была ориентирована на директоров, заместителей директоров и руководителей направлений. География участников была разносторонней — Северск, Шлиссельбург, Петрозаводск, Воткинск, Погар, Нерчинск, Челябинск, Чебоксары, Абакан, Мончегорск, Киров и Норильск.

Задача перед музейщиками стояла не простая — за 8 дней посетить более 14 музеев в Москве, Коломне и Тульской области! Каждый день был расписан по минутам — от раннего подъема, рефлексии (общее собрание и обсуждение прошедшего дня), посещения 2-3 музеев до вечерней лекции на английском языке от Британского Совета и чтения «ночных» заданий (кейсов). Такую программу мог выдержать только хорошо физически подготовленный человек!

Надо отметить, что участники не просто ходили на классические экскурсии, а смотрели каждое учреждение культуры «изнутри», знакомились с особенностями дизайна и структуры экспозиции, навигацией, встречались со специалистами разных подразделений, говорили о проектной деятельности, о представлении музеев в виртуальном пространстве, об инклюзивных программах и доступной среде.

Куратор стажировки — Ирина Актуганова — выстроила программу таким образом, чтобы показать актуальный «срез» музейного дела в России на сегодняшний день. Контрасты ежедневно ошеломляли, заставляли рефлексировать, искать ответы на вопросы: что такое музей? Что в нем главное? Нужны ли активные мультимедиа девайсы или посетителю обо всем расскажет подлинник? Где взять специалистов? Как мотивировать сотрудников?

Представляем вам небольшую фото историю о прошедшей поездке.

Первым музеем, который посетила группа, был «молодой» Музей истории ГУЛАГа, где куратор экспозиции — Егор Ларичев провел познавательную экскурсию о том, как создавалась сложнейшее пространство, в котором не так много подлинных экспонатов. Параллельно сотрудники музея создают цифровой архив видеозаписей — истории тех людей, кто стал жертвами системы ГУЛАГ. Поразила работа социально-волонтерской службы, в которой состоят более 200 волонтеров от 14 до70 лет, помогающие репрессированным и их детям.

На выходе, настроение было удручающие, а значит, цель «достучаться» до глубин души, была достигнута! Не в этом ли суть музея?

На контрасте, вторым музеем стал Дарвиновский музей. Огромное здание, богатая коллекция, современные мультимедиа, работа с людьми с ОВЗ. О том, как интегрировать  эти явления в единую слаженную работу рассказала заместитель директора по научно-исследовательской работе — Татьяна Кубасова

Второй день был посвящен музею-заповеднику «Царицыно» на окраине Москвы. Разница между территорией за забором и перед ним поражает! Путь от метро лежит через старые ларьки, бомжей, несанкционированную торговлю, грязь, но как только открываются ворота парка — попадаешь в другой мир!  От здания дворца (архитекторы Василий Баженов и Матвей Казаков), заложенного по приказу императрицы Екатерины II, до наших дней сохранились только разрушенные стены, а весь интерьер — это фантазия на тему XVIII века современных архитекторов с использованием подлинных материалов.

Царицыно

Царицыно

Специалисты  музея рассказали об активной работе совместно с Департаментом образования  по разработке программы «Урок в музее», а также о программах для индивидуальных посетителей. Отдельной темой был доклад «Аутизм. Дружелюбная среда» с осмотром комнаты сенсорной разгрузки, которая принималась комиссией, члены которой имеют РАС.

Царицыно

Одним из самых ярких музеев, показанных в рамках стажировки, стал Еврейский музей и Центр Толерантности, экспозиция которого была выстроена несколько лет назад известной компанией Ralph Appelbaum Associates. Бюджет проекта составил более 50 миллионов долларов. В этом пространстве главенствуют мультимедиа и передовые технологии, но они так органично задействуют все зоны восприятия человека, что дают эффект полного погружения.

Еврейский Музей и Центр Толерантности

Еврейский Музей и Центр Толерантности

Третий день начался с мастер-класса «Работа с онлайн аудиториями, активности в социальных сетях, онлайн трансляции, конкурсы» в Государственном Историческом музее на Красной площади. Креативная команда молодых smm-специалистов вдохновила своими наработками и творческой энергией. Сегодня трансляции ГИМа близки к небольшому теле-формату, хотя сотрудники нарабатывают идеи и практикуют разные формы стихийно, получая на выходе востребованный продукт, который потребляют в разных уголках мира, а количество просмотров за 9 месяцев 2017 года составило более 1,5 миллиона.

ГИМ

ГИМ

В этот день удалось посетить два малых музея, входящих в структуру Третьяковской галереи — Музей-квартира Апполинария Васнецова и Дом-музей Виктора Васнецова.  Удивило, что такие уникальные пространства с богатыми коллекциями и атмосферой, находятся в таком упадке. В настоящее время произошла смена парадигмы, которая привела к появлению службы развития малых музеев в лице Татьяны Гафар. За год сделано многое, но еще предстоит большой путь по позиционированию и продвижению.

Четвертый день пребывания в Москве был полностью отдан погружению в современное искусство. В первой половине дня посетили Музей современного искусства «ГАРАЖ», где сейчас проходит выставка «Будет ласковый дождь»  известного японского художника Такаси Мураками, собирающая километровые очереди. Для кого-то это просто мода, узнаваемая по картинкам на сумках LV, но у художника глубокий культурный подтекст, отсылающий к японской графике, взрывам в Хиросиме, массовой культуре.

Часть экспозиции — мастерская, привезенная из Японии, где создавалась часть произведений к выставке в технике шелкография. Если выставочная зона — это место творчества и буйства фантазии, то мастерская — это кульминация строгого японского менеджмента, где висят четкие графики, рабочая одежда уложена в ровные стопки, тысячи оттенков краски упакованы в правильном порядке, а в конце рабочей зоны стоит картонная коробка — спальное место маэстро!

 

Такаси Мураками, мастерская

Такаси Мураками, мастерская

Такаси Мураками, мастерская

Такаси Мураками, мастерская

«Гараж» удивил своими инклюзивными программами, которые возникли не «сверху», а родились из потребности принимать и обслуживать людей с ОВЗ. Влад Колесников — специалист по работе с посетителями с различными формами инвалидности — с детства глухой, поэтому программы, подготовленные им, являются правильными, понятными, доступными и органичными для людей с ограничениями слуха. Помимо этого, к данной проблематике подключаются все сотрудники музея до охранников, смотрителей и уборщиц. Специальные обучающие семинары позволяют выучить базовые жесты, чтобы быть готовым встречать гостей с ОВЗ.

Вечер того же дня прошел в Мультимедиа Арт Музее, где ключевая роль отдана совсем не мультимедиа, а экспонатам. Порой микроскопическая черно-белая фотография 1930-х годов заставляет остановится и вникнуть сильнее, чем современный touch‑стол.

Мультимедия Арт Музей

Мультимедия Арт Музей

Далее путешествие продолжилось в городе Коломна, который сегодня активно реставрируется и приводится в порядок.

Именно здесь культура является безусловным фактором развития территории, за счет чего оживляется экономика и улучшается качество жизни людей. Частные инициативы , пришедшие лет 10 назад в город, позволили отыскать забытые истории, найти людей, обучить, организовать несколько интересных музеев — музей пастилы, музей калача и музей- резиденцию «Арт-коммуналка. Ерофеев и другие». Безусловно пастила и калачи — это зрелищно и вкусно, но возникает вопрос, а музей ли это? Кроме эфемерных историй хранить нечего!  Возникло ощущение подмены понятий, назови это «дом калача» и «центр пастилы», и у музейщиков не возникло бы вопросов. Главным эффектом от работы этих учреждений является социальный. Город как будто вдохнул новую жизнь, туристический поток увеличился, а уникальная коломенская пастила увозится в качестве сувенира килограммами (проверено на практике). Приятно было услышать, что проект не отдается по франшизе, хотя были многократные предложения. Если история создает музей, музей создает производство, производству нужен магазин, а магазин создает турпоток, то для развития региона такое межинституциональное партнерство — это безусловное благо!

Музей Калача

Музей Калача

Еще один яркий музей в Коломне — «Арт-коммуналка» — реальное пространство с подлинными интерьерами 1960-х годов, где погружение в атмосферу происходит через динамичную квест-игру, в которой участники делятся на семьи с веселыми фамилиями — Брудершафт, Перетятины, Сидоровы — борющиеся за дополнительную жилплощадь. Такой формат интересен не только молодым, но и взрослым.

Арт-коммуналка

Арт-коммуналка

Стажировка продолжилась в Поленово — родовом имении художника Василия Поленова. При входе в дом, встречала табличка с цитатой Поленова — «Искусство должно давать счастье и радость». Усадьба сегодня — это центр духовности и культуры, где ПОДЛИННИКОМ является все — земля, деревья, дом, интерьеры, экспонаты, хранимые средь века, революцию и войну 4-ым поколением потомков. Это невозможно ощутить не побывав там! Сама экосистема заставляет каждой клеткой тела вбирать эти тонкие вибрации. Василий Поленов предстал перед нами не только Художником, но и архитектором, и дизайнером, который при жизни обустраивал свой дом, как музей, где хранились картины и предметы со многих уголков мира, на которых он лично устанавливал таблички. Сюда в арт-резиденцию приезжают творить на пленэры со всего мира. Удалось посетить и детский центр, школу, созданную Поленовым, но отреставрированную не так давно за счет собственных средств музея и спонсоров, сейчас там проходят творческие занятия для сельских детей с волонтерами из Москвы.

Поленово

Поленово

Картина В.Д. Поленова

Картина В.Д. Поленова

Золотая осень в Поленово, окружающий парк, пейзажи у реки Оки погрузили в полное растворение, рядом не было ни одного мерцающего монитора!

Последний день стажировки прошел в Музее-усадьбе Льва Толстого — «Ясной Поляне», где все сохранилось в первозданном виде. Это более 400 гектаров земель, парков, лесов, 36 000 подлинных вещей, включая библиотеку из 23 000 уникальных книг, в штате более 120 профессий, помимо основных, люди хранят лес, ухаживают за лошадьми, заготавливают сено, обирают в садах по 100 тонн яблок, делают свой мед. Поразило волонтерское движение, когда молодежь (18+) едет со всех уголков мира помогать бороться с жуками-короедами, сажать ели, полоть цветы, существует даже программа корпоративного волонтерства, когда менеджеры крупных фирм приезжают целыми командами и работают в полях на благо усадьбы. Порадовали передовые online проекты, такие как «Каренина live» и портал на платформе Arzamas. Как сохранять такое наследие при нереальной антропогенной нагрузке (более 300 тыс.посещений в год)?

Что это было? 8 дней, 14 музеев, 4 географических точки, более 100 000 шагов, 13 специалистов из разных уголков страны. Главный вывод стажировки — во главе всего стоят удивительные ЛЮДИ, которые на маленьких местах делают БОЛЬШИЕ дела, значит у наших детей есть надежда на культурное будущее!

Сердечно благодарим Ирину Актуганову и Алину Козловскую за сложную организационную работу, благотворительный фонд Владимира Потанина за финансирование и возможность прикоснуться к прекрасному!

Материалы подготовлены по результатам пройденной стажировки по Благотворительной программе «Музейный десант» Благотворительного фонда В. Потанина 2017″

Фонд В. Потанина

Фонд В. Потанина

 

Поделиться: