Перейти к содержимому

Музей изобразительных искусств Республики Карелия

Юбилей одной строкой: 95 лет со дня рождения карельского художника Сергея Грязева

Прибыли с рыбой. 1966г.

15 сентября – 95 лет со дня рождения карельского художника Сергея Ивановича Грязева (1920 — 2009).

С. И. Грязев родился в д. Нестеровичи Кировской области. Художественное образование получил в Кировском художественно-педагогическом училище (1938-1940), а затем в Высшем художественно- промышленном училище им. В. И. Мухиной в Ленинграде (1946-1952).

Участник Великой Отечественной войны. Член Союза художников СССР с 1957 г. Заслуженный работник культуры Карелии. График и живописец.

В 1954 г. С. И. Грязев приезжает в Петрозаводск, который и становится для него на всю жизнь местом приложения творческих сил. В ходе многочисленных поездок по Карелии, Сергей Иванович лучше узнает неповторимую северную природу, влюбляется в Карелию, ее людей. Эта любовь отразилась в десятках живописных и графических работах. Тематика их разнообразна – от осенних видов Приладожья, Валаама до сцен труда рыбаков или будней пограничников. Помимо пейзажей художник отдал дань и жанру натюрморта.

Как зрелый мастер, Грязев проявил себя, в первую очередь, в офорте – сложнейшем виде графики. В 1960-е годы офортом занимались такие известные карельские мастера как З. Е. Львович и Г. А. Стронк. Эстампная графика приобрела большую популярность у художников: офорт позволяет передать тончайшие цветовые отношения, характерные для Севера — белые ночи, время осенних туманов или долгая северная зима.

Прибыли с рыбой. 1966г.
На 5-ой буммашине. 1976г.

«Почему вдруг офорт? Шел поиск. Сложившиеся образы требовали выхода, а офорт – техника, способная дать достаточно сильные живописные эффекты. Здесь можно проверить ценность своих наблюдений, предложить зрителю нечто законченное», — сказал С. И. Грязев в одном из интервью.

Своеобразная зернистая фактура, серебристо-серый свет оттиска, сдержанность пластической интонации – все отвечает характерным краскам края, строгому, часто пасмурному состоянию погоды. Особенно поразило Грязева рыболовство в студеных морях. Захотелось рассказать обо всем увиденном просто, без ложного пафоса. Работа «Вяжут сети» — об извечном занятии женщин-рыбаков. «Погрузка соли» — лист, удивительно точно передающий холодное настроение дождливого дня, будничность труда.

Вяжут сети. 1969г.
Свежий улов. 1965г.

Столь же достоверно художник изображает прионежскую деревню, рабочий поселок. Своеобразный уют села, обжитость берега раскрываются особенно отчетливо в «Раннем снеге», «Начале зимы».
Все произведения С. И. Грязева полны любви к ставшему родному северному краю, учат видеть и чувствовать красоту и гармонию мира, поэзию труда.

Поделиться: