Перейти к содержимому

Музей изобразительных искусств Республики Карелия

6 августа — День памяти святых благоверных князей Бориса и Глеба

6 августа (24 июля ст. ст.) – день памяти  святых благоверных князей Бориса и Глеба

Борис (во святом крещении Роман) и Глеб (во святом крещении Давид) были сыновьями киевского князя Владимира – крестителя Руси. Они получили в свои уделы города Ростов и Муром. В 1015 г. Борис и Глеб были убиты по злой воле своего сводного брата Святополка, захотевшего править Русью единолично.

Князья Борис и Глеб были первыми русскими святыми, удостоенными церковной  канонизации (княгиня Ольга и князь Владимир были канонизированы позднее). Русский историк Г. П. Федотов  писал о некоторой  необычности признания святыми мирян, погибших  не в как  мученики  за христианскую веру, но  павших жертвами политического заговора.  Согласно летописному рассказу, оба брата знали о злодейских помыслах Святополка, но со смирением решили не противиться воле старшего брата  и приняли смерть.   Поэтому их почитают  как святых страстотерпцев.  Почитание святых благоверных князей  Бориса и Глеба связано и с тем, что они считаются помощниками в ратном деле и нередко изображались во главе войска.

В собрании Музея изобразительных искусств Республики Карелия хранятся две створки с   изображением Бориса и Глеба  к утраченному среднику, на котором  мог быть изображен святой Никола Можайский (как на резном триптихе в собрании Архангельского музея изобразительных искусств). Если это так, то на нашем триптихе  звучала воинская и градозащитная тема. Святые представлены в княжеских одеждах, в руках они держат  небольшие кресты как знак мученической смерти и мечи. Княжеские плащи (корзно) украшены богатой орнаментацией.

Манера письма обнаруживает близость к новому «живоподобному» стилю, утвердившемуся в северной иконописи в конце XVII в. и  родственному искусству мастеров московской Оружейной палаты:  при традиционной плоскостной живописи одеяний лики трактованы объемно, с мягким переходом  от тени к освещенным частям лица.

Створки датируются концом XVII в. Происходят они из часовни в деревне Лижмозеро Кондопожского района.        Раскрыты реставратором А. С. Чепурным в 1986 г. (г.Москва).

В постоянной экспозиции Музея изобразительных искусств Республики Карелия гости Музея могут познакомиться с иконами  15-19 века — Северными письмами — жемчужиной музейной коллекции.

Информация и запись на экскурсии по телефону (8142)78-37-13.

Поделиться: