Перейти к содержимому

Музей изобразительных искусств Республики Карелия

26 апреля – 180 лет со дня рождения русского художника Леонида Ивановича Соломаткина (1837-1883)

«Чудесным отпрыском федотовской школы» назвал Соломаткина  знаменитый художественный критик В. В. Стасов. Л. Соломаткин,  выходец из «социальных низов», большую часть жизни проживший как бездомный скиталец, странник, мог бы сказать о себе словами П. Федотова: «Главная  моя работа на улицах и  в чужих домах. Я учусь жизнью, я тружусь, глядя в оба глаза».  Соломаткин, как и Федотов,

— мастер живописного рассказа. В его картинах  из народной жизни  переплетаются острая наблюдательность и юмор, граничащий с гротеском.

Вместе с тем художник остался, в общем, чужд «обличительным» тенденциям искусства 1860-х годов. «Скромный, застенчивый, неизлечимо больной ужасным недугом, Соломаткин ничего не преследовал, никого не поучал. Он был только художник»,  – писал один из критиков.

Художник ценил непритязательные уличные зрелища обычной городской жизни. Его герои – случайные прохожие, фонарщики, разносчики. Герои художника  ждут открытия питейных домов, пляшут у кабаков («Веселая жизнь у кабака», 1881) и беседуют на постоялых дворах («Постоялый двор», 1970); ему видна гротесковость быта мелких чиновников («Пирушка у чиновника», «Ряженые»),  полиции («Славильщики городовые», 1864; в числе его персонажей – артисты («По канату», 1866; «Петрушка», 1878), рекруты («Постой войск», 1860) инвалиды войны («За пенсией», 1878) и просто отверженные бедняки, бродяги ( «Бездомные»).

В  полотнах художника  жизненная концепция, одновременно безнадёжная и лёгкая; в его работах — сплав лирики и гротеска, обличения и любования,  чувство безысходности житейского сюжета и стремление к эстетической ценности.

Творчество Л. Соломаткина не пользовалось  популярностью у современников.

Только в наши дни вновь вспыхнул интерес к творчеству забытого  живописца.

Современного зрителя привлекают живописная красота и поэзия его полотен, трогает своеобразное ощущение мира  художника. Уже определено уникальное место Л.  Соломаткина  в системе культуры 1860-х годов, обозначены его связи с федотовской традицией, с одной стороны, и передвижнеческим кругом – с другой.

Умерший совсем молодым от нищеты, чахотки и алкоголизма, задолго до смерти рестерявший все профессиональные связи и вернувшийся в мир своих героев, художник сумел выразить в своих картинах этот мир с истинным эффектом присутствия,    с невиданной до него силой проникновения и любви.

Поделиться: