Перейти к содержимому

Музей изобразительных искусств Республики Карелия

В библиотеку музея поступила книга про художника А.П. Левитина

Автопортрет. 1943

В библиотеку музея от Федерального Государственного учреждения «Региональное отделение Урала, Сибири и Дальнего Востока Российской Академии художеств» поступила книга: Анатолий Левитин, Наталья Тригалева. Портрет художника на фоне эпохи.- Санкт-Петербург: Изд-во «Левша. Санкт-Петербург», 2014. – 424 с. В этой книге – рассказ о замечательном художнике, настоящем классике отечественного изобразительного искусства, интереснейшем человеке и великолепном, мудром и остроумном рассказчике – Анатолии Павловиче Левитине (1922 г.р.).

Поступление этой книги не случайно. Прекрасно изданный альбом был передан согласно соглашению, по которому музею, принимавшему участие в издании книги, представляется бесплатный экземпляр. Нашим музеем было представлено изображение художественного произведения А.П. Левитина, находящегося в наших фондах: Портрет знатной телятницы совхоза «Лесное» Ф. К. Лысько. (1951 г.).

Одна из глав книги цикла «Рассказывает Анатолий Левитин» носит название «Моя первая картина «Телятница Лысько». И действительно, эта картина была первой, которую написал художник после окончания Академии художеств.

В П. Левитин просто и живо рассказал об истории написания этой картины: «Хотелось на воздух, на природу, к живым людям, к творчеству, наконец. Поехал в загородный животноводческий совхоз «Лесное», обратился к директору. Тот мне тут же выдает список передовиков производства. Брожу по ферме, осматриваюсь…Выхожу на воздух и вижу чудо: прямо на меня, хлопая мечеными ушами, бегут и останавливаются как вкопанные, пять черно-белых телят костромской породы. Глупо таращаться на меня, и не представляют, как умопомрачительно они хороши на сочной ярко-зеленой траве! А за ним опрятная, в ослепительно белом глаженом халате сороколетняя тетка с добрейшей физиономией – Фекла Калиновна Лысько. Решение пришло сразу: буду писать ее композиционный портрет «Телятница Лысько».
Оставив этюдник и холсты в телятнике, каждый день ездил к своей Фекле — милому и скромному созданию. Позировала она старательно, несмотря на то, что телячья жизнь постоянно отвлекала: то корм подай, то молоком напои, то гляди, чтобы не «протаранили» легкую изгородь загона.
Картину сразу приняли на Всесоюзную выставку, проходившую в Московском Манеже. В Москву я поехать не мог, но видимо картина имела успех, так как о ней написал журнал «Искусство», и она была помещена  на обложке журнала «Огонёк». Но я получил претензию от читателя «Огонька». Во-первых, читатель был недоволен тем, что телята разной масти: черные и рыжие с белыми пятнами. Он был абсолютно прав. Я писал телят одной костромской породы, черных с белым, а в плохой репродукции освещённый солнцем черный цвет получился коричневым. Что касается второй претензии, почему телята пьют молоко из ведра, а не из автопоилки, то я этих автопоилок на ферме и в глаза не видел. Когда же я об этом рассказал Фекле Калиновне, она ответила, что пить молоко из автопоилок телята наотрез отказываются. Хорошо жилось телятам у Феклы: бегали, прыгали, бодались. Все это мне хотелось передать в портрете. Вернее, по сути дела, получился портрет-картина, или групповой портрет».

Художник Анатолий Павлович Левитин известен не только как портретист, но и как мастер пейзажа, великолепно умеющий писать любой природный мотив. Книга заканчивается словами соавтора Натальи Тригалевой: «Удачного вам просмотра и легкого чтения!»

Поделиться: