Перейти к содержимому

Музей изобразительных искусств Республики Карелия

Навстречу Году лошади

Анималистика составляет одну из важных  и интереснейших страниц истории искусства. В преддверии Года лошади хочется рассказать о музейных экспонатах, передающих грацию и красоту этих удивительных животных.

В нашем музее вниманию посетителей представлена удивительная скульптура известнейшего автора Петра Клодта  «Укрощение коня».

«Академия не подготовляла художника с юности; его не окружали днем и ночью Зевсы и Абадонны; его предмет не из древности, его предмет простой и самый обыкновенный. Предметом его любви и изучения были не Аполлоны, не Венеры и Антинои, а простая лошадь», – так писали в середине XIX века о прославленном петербургском скульпторе и литейщике Петре Клодте. Сын боевого генерала Отечественной войны 1812 года Петр Карлович Клодт фон Юргенсбург родился в Петербурге 24 мая 1805 года. После смерти отца в 1822 году юноша поступил в Артиллерийское училище. Тогда же и развилась в бароне Петре Клодте страсть к лепке, резьбе и, преимущественно, к изучению лошадей, которые и заставили его в 23 года решительно оставить службу и серьезно заняться скульптурой. Что и неудивительно —  род Клодтов в своей династии имел 18 художников разных жанров. Петр Клодт так и не получил художественного образования. Он был лишь вольнослушателем Петербургской академии художеств. Главным его учителем была натура, любимый предмет и лошадь. Он рисовал любимых животных при каждой малейшей возможности, стараясь везде и всюду наблюдать и изучать их строение, повадки, движения. Именно изображения лошади и принесли ему раннее признание и славу. Неожиданно для себя Клодт оказался профессором скульптуры, избранным в «назначенные академики». Впоследствии Петр Клодт стал членом Берлинской, Парижской и Римской академий художеств. Самые знаменитые его произведения – «Укротители коней» – четыре бронзовые группы на береговых устоях Аничкова моста в Санкт-Петербурге, один из главных символов этого города. Как только были поставлены первые две группы, они сразу понравились, их стали копировать для украшения садов и дворцовых зданий в пригородах Петербурга. Отлитые из чугуна, стоят они и в подмосковных Кузьминках — бывшей усадьбе князей Голицыных. Авторские отливки бронзовых групп почти полтора века назад раздаривал Николай I – так клодтовские кони появились в Берлине и Неаполе. Почти 20 лет работал Петр Клодт над этим ансамблем, одним из лучших в отечественной скульптуре. Сюжет, где водничий (так называли укротителей коней) покоряет стремительный бег дикого животного, разработан мастером в четырех стадиях развития. В первой группе обнаженный атлет еще сдерживает коня. В следующей драматизм нарастает – могучим движением водничий осаживает животное, вставшее на дыбы. В третьей группе – в яростной, достигшей предела схватке водничий повержен на землю. И в последней композиции неимоверными усилиями, припав на одно колено и захватив обеими руками корду, человек все-таки сумел покорить животное. Наблюдаемые реальные сцены поэтизируются мастером, превращаются в символ борьбы человека и стихи. Символ победы человека.

В зале Русского искусства нашего музея посетители могут увидеть третью группу — водничий повержен на землю, но это только подтверждает, что победа близка, что конь скоро покорится.

Уважаемые посетители, у вас есть редкая возможность  увидеть подлинник работы великого Клодта, придя в музей в нашем городе. Пусть конь известного скульптора принесет вам удачу в будущем году, а вкус победы водничего станет вашей победой!


Поделиться: