Перейти к содержимому

Музей изобразительных искусств Республики Карелия

Юбилей одной строкой 15 июля 2016 года – 410 лет со дня рождения художника Рембрандта Хармес Ван Рейна (1606-1669)

Рембрандт Хармес Ван Рейн (1606-1669) — выдающийся голландский живописец,  рисовальщик,  мастер офорта.

Рембрандт  родился в семье состоятельного мельника. Его образование было по тем временам весьма  изрядным; отец желал видеть своего сына ученым-гуманитарием. Однако открывшееся  влечение к искусству победило, и, поработав в мастерских  нескольких живописцев г.Лейдена и  Амстердама, Рембрандт, совсем молодым, начинает выступать как портретист и автор  сюжетных композиций – на темы библейской легенды, античной мифологии, которые перемежались  с  современными жанровыми мотивами. В этот период художник создает работы, чрезвычайно интересные и значительные. Это, прежде всего, офорты и рисунки, посвященные будничной жизни простонародья. Безобразное,  нелепое,  убогое – главные темы  графики мастера в эти годы. Никакой красивости, идеализации – проза жизни, зачастую горькая и уродливая, предстает во всей своей неприкрашенной наготе. Познание человеческой природы, в т. ч. ее  ещё мало знакомой искусству той эпохи области – безобразного, —  было содержанием этих экспериментов.

Полотно переходного периода, например, «Автопортрет с Саскией на коленях» (1636) с основной идеей – гимн человеческому счастью, исполненной полнокровной радости и могучей широты.  Бурный темперамент, великолепная жизненная энергия, упоение  всеми радостными благами бытия – вот чувства, которыми насыщена картина.

В картинах тридцатых годов барочные традиции  все больше уступают психологическим тенденциям, глубокой и возвышенной поэзии человечности . Так, в «Данае» (1936) все побеждает, подчиняет себе мощный поток лирического чувства, торжествующая красота искренних сердечных порывов.

На рубеже 30-40 годов происходит значительная перестройка живописно-пластического построения композиций картин Рембрандта.  Логическим развитие этой художественной системы  было появление в картинах , и прежде всего, в портретах, величайшего из его образно-стилевых приёмов – светотени. Создавая вокруг фигур вибрацию воздуха, ложась  в сложных вариациях и оттенках на лица и руки, заставляя одежду  то загораться  темным блеском, то погружаться в полумрак, рембрандтовская светотень  оказывается как бы материей  жизни человеческого духа.  «Портрет Брейнинга» (1652), «Портрет Сикса»  (1654)- «портреты-биографии».

В 1642 г., создав «Ночной дозор» — групповой  портрет, который,  однако, воспринимается то ли исторической  картиной, то ли причудливым жанром, Рембрандт  пошел на резкий разрыв с мещанской ограниченностью  вкусов голландской буржуазии. Блистательный полет фантазии  гения их смутил и озадачил.  Художника начинают считать сомнительным чудаком. Постепенно он становится отверженным. Его сначала отталкивают, а потом забывают. Он живет и умирает в безвестности и нищете.

Величие  фигуры Рембрандта в мировой живописи оценили только через два столетия.

Поделиться: