Перейти к содержимому

Музей изобразительных искусств Республики Карелия

Юбилей одной строкой: 145 лет со дня рождения русского художника А.Н. Бенуа

Наташа на стуле (портрет Н.П.Кончаловской в детстве). 1910

3 мая — 145 лет со дня рождения русского художника Александра Николаевича Бенуа (1870 — 1960)

Проявивший себя во многих сферах – в литературе, живописи, истории искусства, критике, режиссуре, сценографии, — Александр Бенуа был крупнейшим представителем общества «Мир искусства», созданного во многом благодаря его усилиям.

Автопортрет. 1896

Живописью и рисунком А. Бенуа занимался с самых юных лет: первой его замечательной работой стал цикл видов Версаля, написанных во время первого парижского путешествия в 1896 году. Он положил начало широко известным циклам художника на версальские темы – свои любимые виды он писал вплоть до последних дней жизни.

Крупный знаток французской культуры XVII и XVIII веков, А. Бенуа почитал старинную королевскую резиденцию квинтэссенцией художественного духа великой страны. Это восхищение он стремился воплотить в пейзажах, жанрах, книжных иллюстрациях, театральных декорациях. В станковых произведениях, в основе которых лежали натурные впечатления, художнику хорошо удавалось передать поразительную пространственность Версаля, этого регулярного земного парадиза, созданного близ Парижа волей Короля солнца, фантазией и умением великих архитекторов, скульпторов, садовников.

«Версаль. Людовик XІV кормит рыб». Государственный Русский музей
«Водный партер в Версале». 1905. Государственная Третьяковская галерея

В эпоху «Мира искусства» версальские картины, партеры, водоёмы чаще всего служили у Бенуа фоном, средой, ареной для куртуазно-забавных жанровых сюжетов из быта тщеславного королевского двора.

Александр Бенуа принадлежал к числу реформаторов русского искусства книги и театрально-декорационной живописи в начале ХХ века. Графически отточенные иллюстрации А. Бенуа к «Медному всаднику» А. С. Пушкина (изд. В 1923 г.) созвучны и лиризму, и драматическому пафосу поэмы. Его декорации, эскизы костюмов и бутафории отмечены  художественной целостностью и тонким чувством стиля (опера «Гибель богов» Р. Вагнера(1903 г.), балет «Павильон Артемиды» Н. Черепнина (1907 г.). С 1908 г. оформлял спектакли С. П. Дягилева в Париже.

«Эскиз декорации 2-го действия к постановке пьесы Александра Дюма-сына «Дама с камелиями»». 1923. Собрание Никиты и Нины Лобановых-Ростовских. Лондон
«Игорный дом. Иллюстрация к «Пиковой даме» Пушкина». 1910. Музей Пушкинского Дома


Поделиться: