Перейти к содержимому

Музей изобразительных искусств Республики Карелия

Юбилей одной строкой: 125 лет со дня рождения Натана Альтмана

Портрет поэтессы А. А. Ахматовой. 1914г

22 декабря — 125 лет со дня рождения Натана Исаевича Альтмана (1889 — 1970) – русского художника.

Творчество Натана Альтмана – значительное явление в истории русского и советского искусства. Живописец, график, скульптор, книжный иллюстратор, театральный художник, оформитель города, он умел сочетать в своих произведениях классические традиции и веянья нового. Недаром портрет Анны Ахматовой 1914 года, с которым в первую очередь связывается в нашем представлении имя Альтмана, остался одним из лучших ахматовских портретов, передающих величие и драматизм её поэзии и судьбы.

Портрет поэтессы А. А. Ахматовой. 1914г

Характерной особенностью Альтмана было умение проникаться духом времени. После Октябрьской революции он как бы выводит свою музу из салонов на улицы и площади, преподает, организует выставки и новые музеи (им был создан в 1919 г. в Петрограде первый в мире Музей художественной культуры, где экспонировались произведения Татлина, Петрова-Водкина, Малевича, Кандинского, Филонова), а также активно включается в работу по декорированию города во время праздников, которые отмечала молодая Республика.

Графика Альтмана приобретает в эти годы прикладной характер, а живопись становится плакатной и идеографической. В таких картинах, как «Россия – Труд», «Петрокоммуна», игра геометрических форм, цвета и фактуры была призвана создавать отвлечённые поэтические образы, содержание которых расшифровывалось надписями, причём буквы текста, в свою очередь, включались в композицию. В этот период расцветает также талант Альтмана – театрального декоратора.

Тройка. Фронтиспис к Петербургским повестям Н.В.Гоголя.
Материальный подбор. 1920г
Южный дворик
Цветовые объемы и плоскости. 1918г

С 1928 по 1935 годы художник жил в Париже. Парижский период творчества Альтмана проходит под знаком «живописности». В картинах появляется пластичная лепка цветом, утверждающая материальное бытие краски. Такова одна из лучших картин этого периода – «Городок на юге Франции».

После возвращения из Парижа Альтман обосновывается в Ленинграде, где протекает последний период его творчества, связанный в основном с работой для театра и книжной иллюстрацией. В 1960-е годы, уже незадолго до смерти, художник возвращается к станковой живописи и создает серию «театральных картин», посвящённых воспоминаниям об оформленных спектаклях.

Поделиться: