Перейти к содержимому

Музей изобразительных искусств Республики Карелия

10 августа — праздник иконы «Богоматерь Одигитрия Смоленская»

10 августа или 28 июля по старому стилю отмечается праздник иконы «Богоматерь Одигитрия Смоленская».

Древняя смоленская святыня была списком (копией)  с наиболее почитаемой при византийском императорском дворе иконы  Богоматери с Младенцем, хранившейся в монастыре Одигон, где икона исцеляла приходящих к ней людей.   Она также прославилась защитой Константинополя от врагов, была покровительницей  войска и императорской семьи. Название иконы «Одигитрия» означает «Путеводительница». Это слово  вобрало  много значений: икона  избавляла от недугов приводимых к ней людей,  направляла на путь истинный.

На Русь было привезено несколько списков с константинопольской святыни, но смоленский образ – самый чтимый. Первоначально он был доставлен в Киев в качестве приданого византийской принцессы, а позднее  перенесен в Смоленск князем Владимиром Мономахом.

На Русском Севере также чтили икону Одигитрии Смоленской, повторяли образ на протяжении  многих веков, всякий раз внося какие-то новые нюансы. В Музее изобразительных искусств Республики Карелия есть несколько икон «Богоматерь Одигитрия Смоленская». Особенно интересны  две из них.

Одна икона происходит из деревни Кинерма Пряжинского района, где для этой иконы была построена  часовня Богоматери Одигитрии  Смоленской. Здесь образ почитается как чудотворный и  окружен многими  преданиями. В одном  из них повествуется, что первоначально икона охраняла поля с посевами, а потом сама  неоднократно  сама переходила  в  деревню.

Образы Богоматери  и Младенца на этой иконе  очень торжественны. Они  строго взирают на приходящих к ней с молитвой людей. В этом чувствуется влияние высокого образца новгородского происхождения.  Это и понятно, поскольку деревня находилась на землях, входивших в состав владений  архиепископа Великого Новгорода. Письмо иконы очень тщательное, цветовая гамма довольно  сдержана  и включает ярко-желтый, темно-зеленый, вишневый и охристый.

Икона датируется началом XVI в. то есть  временем, когда  могла  возникнуть  и деревня Кинерма (первые  упоминания Кинермы  в исторических источниках относятся к  середине XVI в. и к 1563 г.).

Вторая икона происходит из Поморья, из  церкви святого Николая Чудотворца в старинном селе Ковда Мурманской области. Здесь на рубеже XVI  и XVII столетий был создан новый иконостас после разорения храма шведскими войсками во время набегов на Поморье. Ковда входила в состав поморских владений Соловецкого монастыря, который, вероятно, прислал иконописцев для украшения Никольской церкви.

Образы на этой иконе трактованы в более лирическом ключе, чем на предыдущем памятнике. В этом можно усмотреть влияние московского искусства конца XVI в. Колорит  удивительно мягкий, основу цветовой  гаммы составляет неяркая  охра, покрывающая    фон  и поля. Очень красивы орнаментальные украшения нимбов, придающие иконе нарядность.

Икона из деревни Кинерма была раскрыта ленинградским реставратором Н. В. Перцевым в 1980 г., а икона из села Ковда – московским реставратором  М. В. Казновым в 1986 г.

Увидеть уникальные Северные письма — иконы XV-XIX вв. — вы можете в Музее изобразительных искусств РК в постоянной экспозиции.

Каждое воскресенье августа в 14.00 — БЕСПЛАТНАЯ экскурсия хранителя коллекции Владимира Платонова по разделу постоянной экспозиции «Древнерусское искусство» (иконы XV-XIXвв.) (по входному билету на постоянную экспозицию).

Поделиться: