Перейти к содержимому

Музей изобразительных искусств Республики Карелия

Проект концепции развития Ресурсного центра творческого развития детей и подростков с разными социальными и физическими возможностями


Концепция развития при МИИ РК

Ресурсного центра творческого развития детей и подростков с разными социальными и физическими возможностями

Введение

Настоящая концепция разработана на основе концепции развития Музея изобразительных искусств Республики Карелия на период 2013-2018 гг.

Концепция определяет стратегию развития  Ресурсного центра творческого развития детей и подростков с разными социальными и физическими возможностями и его роль в контексте музейного пространства.

Предпосылки и история создания Центра

1.1. К истории создания Центра.

На создание Центра большое влияние оказало сотрудничество с Государственным Русским музеем г.Санкт-Петербург.

С 2004 году в Музее реализуется совместный проект «Русский музей – виртуальный филиал» в рамках которого был создан информационно-образовательный центр на базе научных, образовательных и методических разработок ведущих специалистов ГРМ.

В 2006 году на базе музея был проведен уникальный проект «Музей. Музыка. Дети», организованный Фондом Первого Президента России Б.Н.Ельцина и Союзом музеев России при участии Российского центра музейной педагогики и детского творчества.

В Музее изобразительных искусств РК за последнее десятилетие был накоплен большой самостоятельный опыт  работы в области музейной педагогики и создании музейно-образовательных и досуговых программ для детей и подростков.

С 2007 года в Музее реализуется проект «И мир станет звучным и красочным» при поддержке немецкого фонда В.П.Шмитца для глухих детей. В 2013г. в Музее продолжила работу студия для глухих детей «С миром на равных».

В 2010-2012 гг. созданы уникальные мультимедийные образовательные проекты для детей и подростков – «Мультиполотенце» и «33 Николы от Холмогор до Колы», знакомящие детей с помощью средств мультимедиа с народным искусством Карелии 18-19 веков и искусством иконописи 15-19 веков.

В течение 2013 года 3000 человек познакомились с программой «Мультиполотенце» и 1500 человек с «33 Николы от Холмогор до Колы».

С 2010 года на базе Музея, — реализуется многоуровневая музейно-педагогическая программа «Здравствуй, музей!», разработанная специалистами Российского центра музейной педагогики и детского творчества Государственного Русского музея (научный руководитель программы – Б.А.Столяров, доктор педагогических наук, профессор).

В 2010/2011 учебном году 20 образовательных учреждений г.Петрозаводска получили статус муниципальных центров апробации программы «Здравствуй, музей!» (Приказ от 31.03.2010г. Администрации Петрозаводского городского округа).

В течении 2013 года каждый воспитанник детского сада, участника программы, в среднем посетил выставки и мастер-классы в музее 12 раз, а каждый школьник – 9 раз, т.е. музейное образование дается детям в системе, в динамике развития знания об искусстве.

Ежегодно происходит рост количества обучающихся по программе. На учебный год 2013-14 г. музеем приняты заявки от 27 учреждений образования на обучение 2 320 человек, что превышает прошлогодний показатель на 26 %. Из них учащихся младших классов — 1462 человека;  детей из дошкольных учреждений — 858 человек. Всего 9755 посещений в год.

Логическим продолжением работы Музея в области музейной педагогики стало открытие в музее в августе 2011г. – Ресурсного центра творческого развития детей и подростков с различными социальными и физическими возможностями.

Таким образом, в настоящее время в Музее работает отдельное структурное подразделение – Ресурсный центр творческого развития детей и подростков (далее Центр), на основе которого осуществляется музейно-педагогическая и познавательно — досуговая деятельность в музее.

1.2 Социо-культурные предпосылки создания Центра:

  • Развитие инновационных технологий в области музейной педагогики;
  • Накопленный опыт Музея в области музейной педагогики, создании образовательных проектов для детей и подростков с различными социальными и физическими возможностями;
  • Участие Музея в реализации проектов Государственного Русского музея – «Русский музей – виртуальный филиал» (2004г.) и «Музей. Музыка. Дети» (2007г.)
  • Реализация музейно-педагогической программы «Здравствуй, музей!» в образовательных учреждениях г.Петрозаводска
  • Интеграция музейно-образовательных программ в систему образования и создание партнерских отношений Музея с образовательными учреждениями г.Петрозаводска на основе таких официальных документов: Приказ от 31.03.2010г. Администрации Петрозаводского городского округа «О присвоении статуса муниципальных центров апробации музейно-образовательных программ» 20 образовательным учреждениям г.Петрозаводска;  Договор о сотрудничестве  Музея изобразительных искусств РК и Министерства образования Республики Карелия от 29.08.2011г.

1.3 Ресурсный потенциал

  • Разнообразный, обобщенный опыт российских музеев в области музейной педагогики;
  • Накопленный опыт сотрудников Музея изобразительных искусств РК в создании и реализации образовательных, просветительных, культурно-просветительных программ;
  • Многолетние методические разработки Российского центра музейной педагогики и детского творчества Государственного Русского музея (г.Санкт-Петербург);
  • Наличие партнеров в образовательных и культурных учреждениях Республики Карелия;
  • Наличие технической базы для деятельности центра: Ресурсный центр творческого развития детей и подростков оснащен 10-тью компьютерами с подключением к Интернету и необходимой техникой для проведения видеоконференций;
  • Наличие безбарьерной  среды в МИИ РК. Условия для комфортного времяпровождения людей с ограниченными возможностями созданы в музее в 2010 году при поддержке Детского фонда ООН ЮНИСЕФ.

2. Стратегия развития

2.1 Цель деятельности

Развитие в регионе новых форм образовательной и творческой деятельности детей и подростков с различными социальными и физическими возможностями на основе музейных коллекций и музейной педагогики. Под регионом подразумевается не только город Петрозаводск, но и районы Карелии, где работа будет организована музеем в Муниципальных учреждениях культуры и образования.

2.2 Основные направления деятельности

Деятельность Центра определяется следующими основными направлениями современной образовательной и социокультурной деятельности художественного музея:

Образовательная деятельность:

  • Реализация многоуровневой музейно-педагогической программы «Здравствуй, музей!» в образовательных учреждениях г.Петрозаводска и в МИИ РК;
  • Работа по образовательным мультимедийным проектам для детей и подростков «Мультиполотенце» (народное искусство Карелии 18-19вв.) и «33 Николы от Холмогор до Колы» (иконопись Карелии 15-19вв.)
  • Дистанционное обучение детей и подростков «Язык изобразительного искусства» с различными социальными и физическими возможностями (Курсы по изобразительному искусству)
  • Абонементные программы для детей на экспозициях и временных выставках,     экскурсии, виртуальные туры
  • Он-лайн лекции.

Научно-методическая деятельность:

  • Разработка музейно-педагогических и образовательных программ;
  • Методическое сопровождение реализации программы «Здравствуй, музей!» в образовательных учреждениях г.Петрозаводска – совместно с Российским центром музейной педагогики и детского творчества Русского музея;
  • Организация и проведение конференций и научно-практических семинаров по проблемам музейной педагогики и творческого развития подрастающего поколения

Познавательно-досуговая деятельность:

  • Разнообразные творческие занятия в музее: художественная студия для детей и взрослых под руководством М.Юфа (член союза художников России), художественная и текстильная студия для взрослых и студентов, разнообразные творческие занятия и мастер-классы для детей и подростков, мастер-классы общегородские и для семейного посетителя;
  • Студия компьютерной графики анимации «Облака» для детей и подростков.
  • Работа с детьми с ограниченными возможностями по проектам.

2.3. Проблемы развития.

Недостаток помещений в основном здании Музея изобразительных искусств РК.

В настоящее время при Музее изобразительных искусств РК  работает Ресурсный Центр творческого развития детей и подростков с разными социальными и физическими возможностями, который располагается в одном зале. В нём проводятся семинары, видеоконференции, художественные и компьютерная  студии, занятия по дистанционному обучению и многочисленные мастер-классы.

За 2013 год Музей изобразительных искусств РК обслужил 32860 детей. Что составляет почти 62% от всех посетителей Музея. Для решения проблемы недостатка помещений и дальнейшего развития Центра необходимо отдельное здание, где бы разместился Ресурсный центр для детей и подростков. Для этих целей лучше всего подходит здание по адресу пр. К.Маркса, 10 в связи с тем, что располагается рядом с основным зданием и экспозициями Музея. Исторически это здание было непосредственно связано со зданием Музея изобразительных искусств РК, т.к. в нем в 19 в. располагалась Дирекция гимназии (здание постройки 1840 года), а сама мужская гимназия находилась в здании, где сейчас расположен Музей изобразительных искусств РК.

Таким образом, появится возможность совместить в музейных занятиях подлинники искусства на экспозиции Музея с последующими творческими и интерактивными занятиями в Центре. Тем самым будет создана особая среда образовательно-досугового пространства Центра.

2.4. Перспективы развития

Организация Центра как структурного и важного подразделения Музея в отдельном здании с необходимыми помещениями:

на 1-ом этаже здания:

  • создать безбарьерную среду, условия для творческого развития детей с ограниченными возможностями.
  • оборудованные помещения для проведения творческих практических занятий (в техниках пастель, акварель, печать на ткани, народная игрушка, скрапбукинг, валяние из шерсти), художественных и текстильных студий; (необходимо 5 отдельных аудиторий)
  • помещение для хранения необходимых художественных материалов (бумага, холсты, акварельные и масляные краски, гуашь, пастель, кисти, карандаши, текстильные материалы и т.д.);
  • зал для создания выставок детского творчества, оборудованный специальными повесочными приспособлениями и освещением
  • помещение для организации фонда хранения детского творчества.

на 2-ом этаже:

  • методический кабинет по музейной педагогике (для методической литературы и методического сопровождения реализации программы «Здравствуй, музей!» в г.Петрозаводске);
  • конференц-зал для проведения семинаров и видеоконференций, он-лайн лекций на 60 мест;
  • компьютерный класс для занятий, проведения студии «Облака» и занятий по дистанционным курсам на 11 персональных компьютерных мест;
  • зал для лекториев по изобразительному искусству;
  • кабинеты для сотрудников центра.

Это даст нам возможность:

  1. Развитие в регионе новых форм просветительско-образовательной деятельности на основе музейных коллекций и творческого развития подрастающего поколения;
  2. Дальнейшая интеграция образовательных программ Музея в систему образования;
  3. Организация досуга детско-юношеской аудитории;
  4. Расширение аудитории музея среди детей от 4-х до 17 лет;
  5. Разработка и поддержка дистанционного образования, в том числе интерактивной сетевой консультативной службы по вопросам музейной педагогики;
  6. Дальнейшая работа по работе с детьми с особыми физическими и социальными возможностями,  создание арт-терапевтической студии.

Поделиться: